Решила вывести в отдельном посте краткое содержание сути мотивационного компонента готовности ребенка к школе.
Фото из интернета
Мотивационный компонент готовности к школе в обыденном понимании выглядит как выраженное позитивно окрашенное желание и стремление «идти в школу». Такое желание наиболее заметно близким взрослым в «горящих» глазах ребенка при выборе красочных канцелярских принадлежностей, нового рюкзака, одежды «для школы» и т.п.. Взрослые, конечно, понимают, что школа не ограничивается лишь внешней атрибутикой - тем, чем легче всего увлекается ребенок при мысли о новом этапе жизни. Важно помнить, что такое «взрослое» понимание не должно превращаться и в запугивание ребенка будущими трудностями (желая таким образом подготовить его) в духе: «Вот пойдешь в школу, придется каждый день рано вставать/ходить на уроки/выполнять домашнее задание/сидеть смирно за партой/слушать учителя …..».
В чем же суть мотивационной готовности к школе?
С психологической точки зрения мотивационная готовность ребенка к школе связана в первую очередь с
· новой системой отношений с взрослыми и сверстниками, опосредованной школой;
· качественно другой (гораздо более сложной по сравнению с игровой) познавательной учебной деятельностью;
· новыми требованиями со стороны общества и новыми обязанностями.
Поэтому мотивационная готовность ребенка подразумевает наличие острой потребности выйти из старой системы отношений с окружающими, которую ребенок перерос, желание перестать быть дошкольником (это уже не так интересно), заниматься только досуговой, игровой деятельностью, желание трудиться (в учебе в первую очередь), осваивая свои новые права и обязанности, стремление соответствовать новым требованиям, стараться достичь в этом успеха.
Только наличие такой потребности поможет в будущем преодолеть все трудности, с которыми ребенок будет сталкиваться в освоении новой системы отношений с миром, развитии новых, недостающих для этого внутренних качеств.
Таким образом, именно дозревшая личность - ее мотивационная сфера - позволит ребенку освоить новую для него социальную роль, учебную деятельность, ежедневно осуществлять сложную интеллектуальную работу без нарушения своего психоэмоционального комфорта и благополучия.
По поводу понимания всего выше написанного мне всегда поступает много вопросов. Многим родителям очень сложно выйти из этих теоретических соображений в практический взгляд на то, как, например, развивать эту готовность или как оценить динамику ее развитие у ребенка самостоятельно. Или вообще, где в реальной жизни мы можем видеть значение этого компонента. Потому как, если ребенок не умеет читать и поступает в класс, где уже все читающие, то значение этого нам вполне понятно. А вот с мотивацией не так очевидно. Поэтому, кстати, и происходит ее недооценка.
Постараюсь обязательно перейти к более понятной практической стороне этого вопроса в своих дальнейших размышлениях.