daria1life from
Unsplash" title="Photo by
daria1life from
Unsplash" />
Photo by
daria1life from
Unsplash Устройство на первое место работы после длительного пути школьного и студенческого обучения - это очень ответственный шаг.
Одной из важных составляющих внутренней готовности совершить этот шаг с чувством легкости и уверенности в себе является понимание зоны своей экспертности и зоны востребованности.
Кроме студентов-выпускников этим вопросом может быть озадачен человек и на более поздних жизненных этапах, ведь сегодня траектория трудового пути намного более непредсказуема, чем была раньше. Люди за жизнь могут очень много раз менять не только место работы, но и специальность, профессию.
Поэтому можно сказать, что для каждого человека может наступить момент осмысления своей экспертности и ниши востребованности.
Зона экспертности
В первую очередь следует обратить внимание на сферу трудовой деятельности, которую можно назвать зоной вашего профессионализма и экспертности.
Попробуйте оценить, что вы знаете и умеете делать лучше большинства людей, в какой сфере уже достигали выдающихся успехов, а может даже создали что-то новое и уверенно делились своими знаниями.
Чтоб это определить, попробуйте ответить на такие вопросы:
- Консультируете ли вы других людей в каких-то вопросах? Друзей, родных, коллег, знакомых.
- По каким вопросам у вас спрашивают совет? В чем именно окружающие ориентируются на ваше профессиональное мнение и доверяют ему?
- Есть ли у вас профессиональная подготовка (квалификация) и опыт в сфере деятельности, в которой вы сильны?
- Есть ли у вас дополнительное образование в этой области?
- Различаете ли вы дилетантский подход и качественное исполнение?
- Как о вас отзываются другие? Какие ваши сильные стороны чаще всего подмечают?
Зона востребованности
Зона востребованности - это та профессиональная сфера, в которой человек может не только наиболее полно реализовать себя, но получить максимальную отдачу от общества.
Зону востребованности бывает не просто осознать. Вам поможет такая техника.
Возьмите лист бумаги и составьте четыре списка.
- То, что вы хорошо умеете делать, что у вас очень хорошо получается, то, в чем вы профессионал и эксперт. Другими словами - это ваша зона экспертности.
- То, что вам интересно, дает вам энергию, от чего вы счастливы, то, что вы готовы делать вне зависимости от того, будут вам за это платить или нет. Это зона вашего вдохновения.
- Виды деятельности, которые нужны обществу (в лице бизнеса, потребителей, государства и т. п.), какие трудовые места в той или иной области существуют.
- Виды деятельности, за которые рынок хорошо платит.
Зона востребованности будет находится на пересечении этих 4 областей.
Зона востребованности находится на пересечении 4 областей
Определив свои зоны экспертности и востребованности, молодому специалисту будет гораздо легче определиться с направлением поиска вакансий и более прицельно искать работу.
С использованием материалов
отсюда и
отсюда.