Вчера в новостях СПб был сюжет о том, о чем я недавно писала в ответе на вопросы читателей
О прекращении диалога с незнакомыми.
Этот сюжет можно посмотреть
здесь и почитать о нем
здесь.
Коротко о нем 👇
Ежегодно во всём мире 25 мая отмечается Международный день пропавших детей. Накануне этой даты в Центральном районе Петербурга прошёл социальный эксперимент.
Социальный эксперимент провёл Общественный совет по вопросам семьи и детства при администрации Центрального района Санкт-Петербурга вместе с молодёжным движением «Волонтёрская рота» и родителями в рамках проекта «Дети уходят».
Так, волонтёры с согласия родителей уводили детей с детских площадок. В результате в 100% случаев дети ушли вместе с незнакомым человеком за пределы детской площадки, отметили организаторы эксперимента. Участие приняли около 30 семей.
После полученных результатов эксперимента Общественный совет по вопросам семьи и детства при администрации Центрального района Санкт-Петербурга начал разрабатывать программы лекций и тренингов для детей и готовить для родителей информационные буклеты, которые появятся в образовательных учреждениях.
Увидев новость, решила продолжить эту тему как раз ко Дню защиты детей, чтоб лучше раскрыть важную мысль.
Почему же так происходит? Почему дети, несмотря на многочисленные увещевания и объяснения, исходящие из самых разных источников - от родителей, в детских садах, из мультфильмов и книг - все равно на практике не демонстрируют хоть незначительного усвоения этих правил?
Дело в том, что у детей, особенно у дошкольников, а уж тем более в раннем детстве, еще недостаточно развит уровень мышления, отвечающий за прогнозирование, плюс, при отсутствии опыта, особенно негативного, ему совершенно не на что опереться, чтоб полноценно, как того требуют взрослые, встроить эти правила в свою картину мира. С этим более или менее уже могут справится младшие школьники. И то, как показывает эксперимент, даже у них далеко не у всех получается. Но в этом возрасте хотя бы на достаточном уровне развиты психические и социальные механизмы, позволяющие это делать.
К тому же доверчивость детей, которую мы видим, свидетельствует об их благополучном ходе развития, когда они не ожидают опасности из-за каждого угла. И родители, объясняя определенные правила, например, общения с незнакомцами, не хотят омрачать детский, благополучный взгляд на мир и создавать у ребенка постоянную тревожность в отношении к окружающим людям.
Вот в этом противоречии чаще всего и тонет это новое правило общения с незнакомыми людьми, которое сегодня не ограничивается только тем, что нельзя брать у незнакомых сладости и открывать им дверь.
Маленьким детям надо также как-то объяснить, что их могут обмануть гораздо более изощренным способом, чем просто предлагая конфеты. Вот в этом кроется еще одна важная особенность этой проблемы в ее современном прочтении. Ребенок может прекрасно осознавать, что с незнакомыми нельзя уходить, но их бдительность очень легко усыпить обманом, в котором практически любой взрослый выиграет у любого ребенка.
Только очень небольшое количество детей, имеющих высоко развитые (чаще на основе врожденных особенностей) свойства чувствовать либо опасность, либо взрослые социальные интриги, могут самостоятельно (больше интуитивно, чем рационально и осознанно) заметить этот обман. В остальных случаях, которых подавляющее большинство, обмануть детей несложно.
Так что же все-таки можно сделать?
На самом деле не очень много.
Для начала, чтоб вы могли на примере увидеть, о чем я писала выше, покажу, как развивают необходимые реакции в отношении незнакомых людей в Китае👇
Для нашей культуры этот подход не выглядит достаточно гуманным, именно про это отношение к детскому благополучию я писала выше. Этот пример, конечно, немного утрированный, но детские реакции в таком возрасте можно развить скорее на таком уровне, практически на базе безусловных рефлексов и самых первичных, базовых эмоций (среди которых страх - один из первых), а не рационального объяснения и ожидания, что эти объяснения будут поняты и моментально встроены в картину мира ребенка, легко подчиняя его произвольное поведение требуемому образцу.
Если вы не готовы к такому подходу в воспитании ребенка, то остается два варианта.
Первый, я бы сказала, что основной - не оставлять ребенка без присмотра, когда он может оказаться в опасной ситуации. Т.е. не отправлять гулять одного, особенно в городе, не надеяться, что вы отойдете всего на одну минутку, а он побудет один и так далее. Я понимаю, что это вроде бы самый банальный совет, но беспечность взрослых, на самом деле, не реже лежит в основе основе опасных ситуаций, чем беспечность ребенка.
Для того, чтоб не проявить такую беспечность, очень важно научиться самостоятельно определять, готов ли именно ваш ребенок к тому, что суметь выполнить необходимые правила общения с незнакомыми людьми. Еще раз повторю, что этого можно относительно уверенно начинать ожидать с младшего школьного возраста, но при этом все равно все очень индивидуально. Конечно, даже такая бдительность родителей не дает 100 % гарантии защиты от опасности. Поэтому 👇
Второй путь, которым надо пользоваться параллельно с первым, - повторять, повторять и еще раз повторять необходимые правила поведения. Не думать, что вы разок объяснили, еще и в саду говорят, ребенок вроде бы все понял и все благополучно забыли об этом, думая, что все уже сработает на автомате.
Повторять каждый раз, обращать внимание ребенка на прогулках, при просмотре мультфильмов и читая книги. Находить в обыденной жизни ситуации, иллюстрирующие для ребенка нужное нам правильное и неправильное поведение, и выводить в автоматизм нужную мысль с помощью постоянных повторений.
Если ребенок достаточно устойчив эмоционально, не слишком чувствительный, то вполне можно с ним смотреть ролики с социальными экспериментами, когда детей уводят незнакомые люди, и эмоционально (заметно демонстрируя свое отношение к этому) показывать, как это опасно, беспечно со стороны ребенка, как он нарушил очень важное правило.
Это, опять-таки, не гарантирует того, что в критической ситуации ребенок сможет воспользоваться полученным опытом. Подумайте, как часто даже у взрослых людей в опасных ситуациях парализует мышление и поведение. Это во многом связано с особенностями строения психики человека, т.е. врожденных особенностей.
И тем не менее, береженого Бог бережет.