Автор: Photographer: Sergey Novikov
Многие родители вполне резонно задают вопрос: зачем помимо естественного развития и дошкольной подготовки (например, если ребенок посещает детский сад или получает участие родителей в обучении базовым дошкольным навыкам) отдельно посещать занятия по подготовке к школе? Не перегружают ли дополнительные занятия еще больше ребенка перед началом учебной деятельности? Зачем вообще готовить ребенка к тому, к чему их будут готовить в самой школе?
И вместе с этим, те же родители отдают детей на разные кружки по подготовке к школе или другие интеллектуально развивающие занятия как можно раньше. Зачастую не из острой необходимости, а из страха упустить время и возможности, отказавшись от огромного количество предложений на современном рынке образовательных услуг для детей.
Я придерживаюсь точки зрения, что подготовка к школе должна быть очень взвешенной и разумной. При переходе этих границ ребенок может быть перегружен интеллектуальной деятельностью, утратить позитивную мотивацию, очень необходимую ему для перехода на следующую возрастную ступень развития.
«Зачем мне в школу? Я и так уже все, чему там будут учить, знаю»
или
«Не хочу в школу, я уже устал от этого всего»
Ко всему надо помнить, что многие дети (преимущественно интровертного типа) не выражают это состояние вербально, а только испытывают повышенную тревожность и другие сопутствующие ей симптомы.
Все эти примеры перекоса готовности к школе в сторону интеллектуальной подготовки и недостаток развития социальной и мотивационной сторон мной не раз уже упоминались. Ребенок заработал усталость от учебной деятельности и даже эмоциональное выгорание еще до момента ее официального начала.
Честно говоря, на мой взгляд, сейчас с таким состоянием сталкивается огромное количество дошкольников!
Поэтому очень хотелось бы сказать, что если дополнительная (помимо естественной, целенаправленной родительской и дошкольной) подготовка к школе учитывает возможности и ресурсы ребенка, умело сочетает развитие всех! компонентов будущей готовности к школе, не перегружает ребенка, то такая подготовка может быть рекомендована всем.
Но так ли часть это получается на практике?
Поэтому говорю родителям так: вы можете организовать своему ребенку дополнительную подготовку к школе, если уверены в выполнении главного требования - «не навреди», то есть не наблюдаете признаков перегрузок (в первую очередь интеллектуальных), снижения мотивации к познавательной деятельности. Понимаю, что оценить это бывает очень непросто.
Подумайте также над тем, насколько вашими решениями управляет страх упущенных возможностей. Не подвержены ли вы излишней тревожности о будущем ребенка, о максимально полной реализации его возможностей и своем вкладе в этот процесс?
Этому страху больше всего подвержены родители первого (и единственного) ребенка. Обычно с рождением каждого последующего ребенка этот страх заметно снижается естественным образом в силу приобретенного опыта вынужденного отказа от разных возможностей ввиду банальных нехватки сил и времени. Когда, отказавшись от много, от чего боялись отказаться с первым ребенком, родители видят, что ничего страшного не произошло😀.