Понятие кризисов, или кризисных периодов в возрастной психологии связано с именем выдающегося психолога Льва Семеновича Выготского. Именно он разработал и ввел в психологию видение процесса развития, которым пользуются до сих пор.
Развитие - это категория, которая связана с количественными и качественными изменениями.
Количественные изменения - накопление и наращивание всего того, что уже есть, увеличение количества уже сформированного ➡ стабильный период.
Само же развитие определяется в первую очередь «метаморфозами», т.е. качественными преобразованиями ➡ кризисный период.
Развитие человека представляет собой чередование периодов накопления и резких качественных скачков, т.е. стабильных и критических периодов (кризисов).
Кризис - период интенсивных, резких, качественных изменений в психике человека, переход от одной возрастной стадии к другой.
Ядром кризиса является противоречие, конфликт между новыми новыми потребностями и отсутствием достаточных возможностей и условий для их удовлетворения.
Как он возникает? 👇
Началом кризисного периода является появление качественных изменений в конце стабильного периода, т.е. возникновение новообразований возраста.
На основе этих новообразований у ребенка возникают новые потребности, которые требуют новых условий для их удовлетворения и, соответственно, приводят к потребности в новых отношениях с окружающими, в первую очередь близкими людьми. В связи с этим прежняя система отношений разрушается, а на ее место приходит новая, основанная на новых потребностях.
Такая перестройка отношений может характеризовать как естественный, позитивный ход развития, так и, при неблагоприятном течении, приобретать негативные, деструктивные черты.
Многим известны прежде всего негативные характеристики разных кризисных периодов ребенка. Особенно известны кризисы 3 лет, подростковый кризис. Эти кризисные периоды в обыденном сознании связаны именно с неблагоприятными изменениями в личности ребенка и его отношениях с близкими.
С точки зрения психологии, если в кризисный период наблюдается психологическое и поведенческое неблагополучие ребенка - это не стоит считать закономерностью!
Это скорее свидетельство неблагоприятного варианта течения кризиса из-за отсутствие необходимых изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка. За выстраивание этой педагогической системы ответственны в первую очередь близкие взрослые ребенка.
Когда говорят про возрастные кризисы, то подразумевают так называемые нормативные кризисы развития, которые, начиная опять-таки с Л.С. Выготского, ученые выделяют относительно одинаково.
Например, возрастная периодизация детства имеет следующий вид:
⚡ кризис новорожденности
👉 младенческий возраст (2 месяца - 1 год)
⚡ кризис 1 года
👉 ранее детство (1-3 года)
⚡ кризис 3 лет
👉 дошкольный возраст (3-7 лет)
⚡ кризис 7 лет
👉 младший школьный возраст (7-10 лет)
⚡ подростковый кризис 13 лет
👉 подростковый, пубертатный возраст (13-17 лет)
⚡ кризис 17 лет
Во взрослом возрасте также выделяют нормативные возрастные кризисы, но они имеют свою специфику возникновения и протекания, начиная с более размытых возрастных границ, заканчивая факторами возникновения, которые уже гораздо больше зависят от самого человека.
Безусловно, на протекании кризисных периодов во взрослости сказываются особенности протекания предыдущих стабильных и кризисных периодов, а также результаты решения психосоциальных задач в детстве.
Кроме этого, во взрослом возрасте все большую роль начинают играть так называемые ненормативные кризисы. К ним относятся:
⚡ кризисы становления личности
⚡ кризисы здоровья (связаны с потерей здоровья)
⚡ терминальные кризисы (связаны с терминальными ценностями человека)
⚡ кризисы значимых отношений
⚡ кризисы личностной автономии (связаны с потерей или ограничениями личностной свободы, например принудительное влияние, гиперопека, лишение воли по ложным обвинениям)
⚡ кризисы самореализации
⚡ кризисы жизненных ошибок
⚡ биографические кризисы (характеризуются переживаниями и противоречиями во внутреннем мире человека и выражают ее субъективное отношение к событиям ее жизни или к жизни в целом: кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности)
В качестве вывода то же самое, только короче и понятнее.
- Возрастные кризисы - это в первую очередь нормальные периоды развития ребенка и взрослого, которые характеризуются резкими скачками - возникновением качественных психических образований и перестройкой системы отношений со средой. Такие кризисы называют нормативными.
- В основе кризиса лежат новые возможности и новые внутренние противоречия между хочу и могу.
- Перестройка жизни ребенка в период кризиса во многом зависит от его ближайшего окружения. Если близкие взрослые не успевают изменить систему отношений в соответствии с новыми возможностями и потребностями ребенка, то кризис может приобрести неблагоприятные характеристика своего протекания. Эти характеристики будут выражаться в «плохом» поведении ребенка, требующего новых отношений с ним.
- Во взрослом возрасте нормативные кризисные периоды тоже существуют, но их протекание уже в большей степени зависят от самого человека, чем в детстве.
- Кроме этого, во взрослом возрасте особое значение приобретают и ненормативные кризисы.
В цикле #10полезныхпостов мы рассмотрим следующие возрастные кризисы:
- кризисы новорожденности и 1 года
- кризис 3 лет
- кризис 7 лет
- подростковый кризис 13 лет
- кризис окончания школы 17 лет
- кризис четверти жизни 25 лет
- кризис смысла жизни 30-35 лет
- кризис середины жизни 45 лет
- кризис выхода на пенсию