На какую дополнительную подготовку к школе следует обратить внимание?

Jan 25, 2023 18:00


По разным причинам может быть рекомендовано усиление какого-то отдельного компонента готовности к школе даже одному и тому же ребенку просто в разное время.

Но можно дать вот такие общие рекомендации, на какую подготовку следует обратить внимание и как именно.



Мотивационный компонент готовности к школе

Развитие мотивационного компонента готовности к школе должно не просто сопровождать всю подготовку, но идти впереди любой подготовительной работы с ребенком, естественной или целенаправленной. Развитие этого компонента лучше прослеживается с помощью психолога. Об особенностях развития мотивационной готовности к школе я уже писала в предыдущих статьях и обязательно буду писать еще. Здесь скажу коротко: следует обратить особое внимание на 2 вида мотивации.

Внутренняя познавательная мотивация - в ее основе лежит потребность в познании и учении. Ребенок должен хотеть (испытывая ярко выраженную потребность) учиться, думать, искать решение познавательной задачи, стараться при выполнении разных задач на развитие новых умений и навыков.

Внутренняя социальная мотивация - это желание получить допуск к новой социальной роли школьника, желание стать школьником, занять другое положение в обществе, а также внутренне и внешне соответствовать этому положению. Об этом чуть ниже будет написано более подробно.



Интеллектуальный компонент готовности к школе

Интеллектуальный компонент готовности к школе идет как бы следом, продолжением познавательной мотивации. Когда ребенок хочет узнать что-то, хочет подумать, хочет понять, тогда он включается в интеллектуальный процесс самым естественным образом, и тут, как говорит популярный математик профессор А. Савватеев, надо «скармливать» ребенку всякие познавательные задачки: учить считать, читать и т.д.. Но не в виде проверки, а в виде игровой задачи для решения, можно даже совместного.

Отдельно скажу про усиление интеллектуального компонента готовности к школе. Оно показано в особых случаях, например:

  • детям, родители которых имеют основания опасаться, что ребенок не будет успевать за школьной программой, и хотят подготовить его заранее к решению будущих школьных задач (по этому поводу можно проконсультироваться с психологом, педагогом или воспитателем);
  • детям, имеющим показатели скорости и результативности интеллектуальных усилий в решении задач ниже среднестатистических (это тоже может оценить любой воспитатель в саду);
  • детям, которые сменили культурную и, возможно, языковую среду и активно адаптируются к новым социальным условиям;
  • детям, которые не посещают детский сад, и родители не занимаются даже минимальным обучением ребенка.

Социальный компонент готовности к школе

Развитие социального компонента готовности к школе лишь частично можно реализовать в индивидуальной работе с ребенком. Этот компонент формируется в групповой работе. Для этого хорошо подходят подготовительные занятия в детском саду и при школе. Лучше всего, если такие занятия проводятся за год до поступления в школу тем же учителем и приблизительно в том же потоке детей, с которыми потом ребенок пойдет в первый класс. В формате репетиторства развитие социального компонента возможно при ведении групповых занятий в небольших группах. Например, в минигруппах из 2-5 человек это вполне можно реализовать.

Развитием социального компонента особенно увлекаются (часто даже чересчур) учителя, приучая ребенка к послушанию, жесткой школьной дисциплине, строгому подчинению, начиная с 5 лет.

Я не сторонник такого обучения (особенно в строгой форме) до школы, но понимаю, что в школе от этого все равно никуда не денешься, к огромному сожалению (я имею ввиду жесткую дисциплину). Поэтому считаю, что в дошкольный период лучше обучать этому максимально мягко, начиная лет с 6, если ребенок идет в школу в 7. Не ошарашивая ребенка сразу учительской категоричностью и строгой требовательностью, а постепенно приучая к школьным правилам, подкрепляя тем самым потребность выйти из роли дошкольника и соответствовать новой роли школьника - как бы стать достойным этой роли.

Например, в школе принято поднимать руку, слушать молча, пока другой говорит, спрашивать разрешения, ждать, пока вызовут для ответа и т.д. Дошкольники еще не утратили детской непосредственности и не овладели в полной мере произвольным поведением и им все это дается с большим трудом, но при этом они уже понимают, как должно быть. Поэтому здесь важно подчеркивать, что так (перебивать, выкрикивать, вскакивать с места, не поднимать руку, не спрашивать разрешение и др…) делают только дошкольники - малыши, а школьники - ты же будущий школьник! - делают по-другому (объяснять и напоминать детям столько раз, сколько потребуется).

Так развивается не только социальная произвольность поведения (способность к самоконтролю), но и подкрепляется мотивация стать школьником! Ребенок будет изо всех сил стараться соответствовать новой роли и новому социальному положению!

Моторика и навыки письма

Развитие моторики и навыков письма при подготовке к школе рекомендовано всем! Безусловно, с учетом возможностей ребенка. К сожалению, в современных образовательных программах этой задаче уделяется критически мало времени и внимания. Подавляющее большинство детей к концу начальной школы не овладевают каллиграфическим письмом, в процессе всей младшей школы вынуждены жертвовать письмом ради успеваемости при решении других образовательных задач. Не стоит, конечно, мучить ребенка в попытках выработать полноценное письмо еще до школы, но готовить руку все же стоит начать.

Для этого существуют определенные вспомогательные пособия. Это и разные прописи, и раскраски-«обводилки» (как говорят мои ученики) - это раскраски, где надо обводить контур. Для детей, у которых с моторикой проблем особых нет, можно предложить с 6 лет начать регулярно прописывать буквально по строчке каждый день разные элементы букв и цифр, просто фигуры (образцов в интернете полно) в тетрадях в клетку и в частую косую линейку.

Главное не переусердствовать, чтоб ребенок не начал тихо (или очень даже громко) ненавидеть это занятие, чтоб это оставалось на уровне развлечения или может соревнования, кому как подходит. Тут надо будет найти в себе и по максимуму проявить весь найденный педагогический талант и мотивировать, как только сможете😀



Раскраска-обводилка



Тетрадь в частую косую линейку

Про психологическую диагностику готовности к школе

Также всем заинтересованным родителям может быть рекомендована психологическая диагностика готовности ребенка к школе, чтоб сориентироваться, каким сторонам можно уделить внимание. Такая диагностика проводится и в детском саду,  и перед поступлением в 1 класс во многих школах, такую услугу можно получить у детского, школьного, семейного психолога.

Я тоже провожу психологическую диагностику ребенка к школе. Это достаточно объемная работа, которая может длится 3-5 встреч, в зависимости от количества параметров, которые родители просят оценить, а также от скорости прохождения диагностики ребенком.

О том, какие именно показатели можно оценить на психодиагностике, я расскажу отдельно.

образование, школа, психология, дети, #зимавместе, #10полезныхпостов

Previous post Next post
Up