В рамках задания марафона #зимавместе напишу сегодня свои размышления о выгорании.
Любая работа с людьми помещает человека в зону риска по приобретению эмоционального выгорания. Но педагоги, на мой взгляд, занимают в этом условном списке если не первое место, то однозначно в первой пятерке. Поэтому (и не только поэтому - еще и потому что сейчас это моя доминирующая профессиональная сфера) буду размышлять в основном о выгорании педагогов, но мне кажется, что выводы, к которым я пришла, относительно общие.
Эмоциональному выгоранию, в частности учителей и преподавателей, способствует огромное количество факторов, даже не хочу начинать их перечислять и составлять какую-то классификацию. Тем более, что наиболее влияющими факторами и пусковой кнопкой запуска серьезных деструктивных психических процессов для каждого человека могут быть совершенно разные вещи.
К сожалению, в нашем обществе до сих пор не выработаны по-настоящему действующие и общедоступные пути помощи педагогам при эмоциональном выгорании. Все рекомендации сводятся к профилактике, которая, судя по свежей статистике, совершенно не работает. Учителя (воспитатели, преподаватели) вынуждены буквально вытаскивать сами себя, уподобляясь Мюнхгаузену, из этого болота.
Мне кажется, что в подавляющем большинстве случаев проблема эмоционального выгорания решается за счет недопущения рабочих перегрузок среди учителей и преподавателей. Но тенденция в обществе совершенно обратная: часы постоянно увеличиваются, ради зарплаты учителя берут бОльшую нагрузку, чем позволительно для сохранения их психического здоровья, иногда к этому вынуждает руководство ввиду дефицита кадров, и это я еще не сказала про «бумажную» нагрузку, которая часто бывает просто «контрольным».
И тогда получается, что главная проблема в том, что нет никакой возможности на время дистанцироваться от среды, она буквально круглосуточно и повсюду преследует истощенную психику. Спасением часто бывает отпуск, но до него еще надо дотянуть.
Поэтому мои размышления (скорее, как психолога, но совершенно без претензии на универсальность решения или глубокий научный анализ) о том, что делать, чтоб не допустить эмоционального выгорания (а также чтоб из него выйти), заключаются в следующем.
В первую очередь - научиться чувствовать перегрузки. Это на самом деле не так и легко, особенно для трудоголиков, людей, которые привыкли от труда получать удовольствие. Они начинают замечать свои перегрузки уже в острой фазе выгорания.
Научиться снижать свою нагрузку даже тогда, когда физически это очень сложно сделать. На работу надо ходить, а сил просто нет. Здесь можно выделить два важных момента.
Первый. Очень важно научиться сниматься с себя задачи, какие только возможно, и в первую очередь те, которые сам на себя возложил, т.е. отказываться от перфекционизма, научиться останавливаться на оптимуме или даже минимуме в решении задач. Это тоже очень непросто. И в силу привычек, и в силу внутренних установок и ценностей, и в силу отношения окружающей среды.
И отсюда же вытекает второй важный момент. Рабочая среда в лице разного рода руководителей и администраторов вряд ли обрадуется тому, что работник вдруг начинает делать меньше, чем делал до этого, и будет оказывать давление. У нас как-то на управленческом уровне обычно не принято особо считаться с психическим состоянием сотрудника, пока он не дойдет до нервного срыва. Поэтому надо научиться себя защищать - справляться с этой особенностью социальной среды придется самостоятельно. В первую очередь на внутреннем уровне, понимая, что для вас в данный момент важнее: как-то «приличнее», престижнее выглядеть для окружающих или собственное эмоциональное спокойствие? Для меня, например, это тоже одна из самых сложных задач в решении задачи даже потенциального выгорания.
Ну и еще хочется сказать об огромном значении поддержки близки в этом вопросе. Она настолько важна, что об этом надо было бы сказать в самом начале. Переживая эмоциональное выгорание можно даже не стесняться напоминать своим родним и близким о необходимости их полного принятия, поддержки в снижении нагрузок (кстати, не только ведь рабочих, но и домашних) до полного возобновления нормального состояния. Кому-то для этого надо будет больше времени, кому-то меньше. В общем, поддержка близкого круга может оказать неоценимую помощь даже просто эмоциональной поддержкой. А еще со стороны очень хорошо может быть видно, где именно возникает перегрузка, когда тебе самому не видно.
Это были достаточно общие соображения, я не буду говорить о конкретных практических техниках и приемах. Могу только сказать, что человеку очень важно научиться себя расслаблять. То есть найти подходящие именно для него расслабляющие методы самопомощи и активно ими пользоваться.
С эмоциональным выгоранием лично сталкивалась и во время работы преподавателем, и как практический педагог-психолог. Не в самое сложной стадии, но в уже заметной.
В первом случае я наблюдала однозначную закономерность: чем выше у меня была нагрузка, тем быстрее наступало эмоциональное истощение, а если ничего не предпринимать - то и эмоциональное выгорание. Для меня, наверное, самой лучшей является работа на 1 ставку. При этой нагрузке моя работа самая творческая и вдохновляющая.
За недавнее время уже в практической сфере тоже сталкивалась с угрозой эмоционального выгорания. Благодаря поддержке близких мне удалось вовремя выйти из замаячившего на горизонте эмоционального выгорания и отказаться от работы, с которой я не справлялась эмоционально, хоть это и стоило потери ощутимой части заработка.
Вот даже такие радикальные решения мне требовались для решения задачи эмоционального выгорания. Но считаю, что это самый легкий вариант, когда есть возможность физически дистанцироваться, например, на время или навсегда оставить ставшую невыносимой работу. Гораздо сложнее, если этого сделать не можешь, а вынужден помогать себе, не меняя окружающую среду.
Можно было бы порассуждать еще о многих других причинах выгорания. Тем более, что у педагога они особо специфические. Но на ум почему-то пришло именно это. На этом пока и остановлюсь.
Всем сил, только вдохновляющей работы и гармонии внутри!
Берегите себя!