День волшебных сказок на ночь отмечается ежегодно 11 Февраля
Недавно отвечала в комментариях в сообществе
ruchildren, как я отношусь к чтению сказок детям. Комментарий получился достаточно длинный и в итоге вырос до сегодняшнего поста, который так вовремя можно посвятить Дню волшебных сказок на ночь, празднуется ежегодно 11 февраля.
Чтение детям - это особый, ни с чем несравнимый способ взаимодействия родителя и ребенка! Не могу подобрать емкие и точные слова, чтобы выразить, какую ценность это взаимодействие несет. Это и непосредственно-эмоциональное общение, и обсуждение ценностных смыслов, и развитие познавательной активности, и формирование привычки и рождении любви к чтению, и многое-многое другое.
Мой комментарий был связан с тем, как читать детям, если они, как кажется со стороны, совсем не понимают содержания. Немного расширю высказанную тогда мысль.
У меня сложился очень разный опыт с двумя моими детьми, который хорошо иллюстрирует мои взгляды на эту тему.
Дочь, например, то, что не понимала, даже слушать отказывалась, т.е. она была не из тех детей, которым читай хоть бы что, а они себе слушают. Поэтому с ней наращивание сложности читаемого происходило очень плавно, начиная с самого простого. Мы начинали со стихов. У нас собралась огромная библиотека. Большую часть составляла советская классика: К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Е. Серова, Э. Мошковская, очень-очень много сборников самых разных авторов. Одними из самых любимых у дочки были также стихи Андрея Усачева, первый сборник подарили нам бабушка с дедушкой.
Дочь до сих пор очень нежно любит поэзию!
Стихи она готова была слушать бесконечно долго. Я быстрее уставала. Иногда даже проводила эксперименты, сколько она готова слушать, если я не останавливалась. Не помню конкретный результат, но я почти во всех случаях сдавалась первая:))
Первыми книгами для перехода к чтению прозы мы выбрали самые простые народные сказки - «Колобок», «Теремок» и т.д. И знаковой среди них оказались сказки-картинки В. Сутеева! Его сказки очень помогли дочке воспринимать нестихотворный текст. Простой текст и сопровождение картинками каждого предложения сделали свое дело. И только после этого переходного этапа мы постепенно перешли к сказкам посложнее.
А вот с сыном было с точностью до наоборот. Стихи он наотрез отказывался слушать. Они совершенно его не интересовали, ни как смыслосодержащее произведение, ни просто так, для «занять время». Лет до 3 мы с ним читали очень мало. В отличии от дочери, которая с рождения слушала сказки, а с года просила читать каждый день и очень подолгу. В явном приоритете у сына были сказки прозой, самые простенькие «Колобок» и подобные. Самой любимой долго была «Рукавичка» вот с такими иллюстрациями👇.
Другие предложения даже не рассматривал, тащил только эту. А вот с 3 лет нам подвернулась книга Э. Успенского про «Простоквашино», самая первая часть без сокращений. И это стало стартом
для постоянного вечернего чтения с сыном. После опыта с дочерью, я удивлялась, как он слушает то, что в большей части содержания не понимает. Но он не только слушал, но и постоянно прочил перечитать. Свое дело, конечно, сыграл мультик. Но кто читал Успенского, то знает, что в книге намного детальнее сюжет и много того, что в мультик не вошло.
По случаям, когда сын, какое-то время слушая сказку вообще без комментариев, выдавал какие-то сложные воспоминания о сюжете, я понимала - может он и понимает далеко не все, но без сомнения слушает очень внимательно, воспринимает что-то особо близкое для себя и беспрерывно анализирует...
Поэтому мой однозначный вывод, подкрепленный собственным опытом, такой: если ребенок слушает, не сопротивляясь и не бунтуя, т.е. без попыток уйти, закрыть книгу и т.д. или более того - просит почитать, то такое чтение (вроде бы без особого понимания) без сомнения оказывает положительное влияние на развитие. Как минимум пассивной речи (ее долго не заметно, но накопительный эффект работает вовсю), также мышления (понимать можно не все, но анализ услышанного неизбежно происходит).
Я специально не поднимала эту тему, потому что об этом можно написать отдельный пост, но все-таки скажу о том, что психологи дают также однозначную рекомендацию (и я с этим 100% согласна!) читать много даже младенцам (да что там младенцам! - даже еще не родившимся деткам). Те-то уж точно не осознают прочитанное настолько, как более старшие дети. Но тут, надо сказать, что в младенческом возрасте задействуются ко всему и немного другие психические механизмы взаимодействия, чем в раннем и дошкольном детстве. Но я сегодня все-таки не про младенцев.
Поэтому еще раз. Чтение во взрослом понимании отличается от детского восприятия читаемого. Отсутствие у детей взрослого понимания текста не должно становиться препятствием для чтения, за исключением случаев сопротивления. Насилие чтением - это, безусловно, не наша тема.
А вот для понимания и вовлечение в обсуждение можно смело рекомендовать начинать со стихов. Есть множество замечательных детских стихов, но я хочу сказать пару слов о бессмертной классике. Например, всем известный К. Чуковский. Его поэзия очень не просто так любима детьми и вообще - многими поколениями. У его произведений есть много психолого-лингвистических секретиков, которые создают уникальный развивающий эффект. Его бурная фантазия (черная интуиция - для любителей соционики) очень много раз подвергалась критике, как в его время, так и сейчас, но я считаю, что это лишь особенности восприятия его психотипа и результатов его творческой деятельности другими психотипами, стоящими на других сильных позициях и ценностях. Об этом кстати сейчас ниже напишу отдельно.
Еще из классики для малышей хочу вспомнить так называемый социальный реализм в поэзии А. Барто:)) Простота, даже иногда примитивизм ее стихов и стишков детьми именно за это очень любима - она хорошо воспринимается и понимается. А. Барто совершенно другого психотипа, чем К. Чуковский, поэтому и ее произведения - совсем другой результат восприятия жизни.
Из современных произведений для детей просто потрясающие стихи у Натальи Карповой. Я просто фанат ее поэзии. Недавно о ней
писала отдельно.
По поводу восприятия одними психотипами результатов творческой деятельности и вообще картины мира других психотипов надо обязательно написать отдельно в рубрике «Соционика». А сейчас скажу только про детское восприятие. Многие персонажи и даже творчество писателей в целом разными людьми (с разным типом личности) воспринимается по-разному. Это ответ-объяснение многим родителям, которые не совсем понимают предпочтения своих детей. Частый вопрос: «Не понимаю, почему моему ребенку так нравится/не нравится этот персонаж/эта сказка…? Вот мне…». Очень яркий персонаж, например, Карлсон. Он чаще других персонажей вызывает очень ярко выраженное отношение - либо горячую симпатию, либо наоборот - сильную антипатию.
Все эти предпочтения, даже пристрастия являются отличным диагностическим инструментом, позволяющим глубже проникнуть в личность ребенка. У меня накопилась большая подборка психотипов самых известных сказочных и мультперсонажей, по которым можно проследить, к каким квадрам, ценностям тяготеет ребенок, что поможет лучше его понять и понятно объяснить особенности его восприятия и отличия от, например, родительского.
Поэтому продолжение следует, как говорится.