Психология: кое-что из теории и практики
Gutta cavat lapidem non vie sed seppe cadendo
Так полагали древние римляне, пытаясь разобраться в науках. В моем вольном переводе сие означает, что нужно много капель, чтобы прогрызть гранит какой-нибудь науки.
Наука психологии оказалось наиболее сложной, так как пыталась заглянуть «в святая святых»: душу человека - Психею. Это оказалось непростым занятием, так как известно согласно русской поговорке: «Чужая душа - потемки», а в свою душу залезть мы неспособны. Да и кто поверит этим «субъективным» (с точки зрения постановки эксперимента) результатам.
Тем не менее, первый результат в области психологии оказался удачным и единодушно принят на вооружение практически всеми современными психологами. Это классификация видов темперамента, предложенная Гиппократом в 4 веке до нашей эры. Так как она исходила из наблюдаемых результатов о реакции организма на внешний раздражитель, то ее можно лишь подтвердить на современном этапе в виде одного из базовых законов психологии.
В современном виде его можно сформулировать с использованием понятия психологической массы: законченному флегматику (пофигисту или «тормозу») присвоить максимальную психологическую массу: 100 условных единиц, выраженному меланхолику - 75 уе, сангвинику - 50, а непоседе холерику - 25. Люди «без царя в голове» приближаются к нулевой психологической массе. В этой же части бесшабашных масс крутятся «великие гении» типа Эйнштейна или художники типа Ван Гога.
Для того, чтобы от чего-то оттолкнуться, вспомним некоторые очевидные законы природы. Тогда первый закон психологии, если исходить из общих законов природы (а человек - дитя природы), гласит словами популярной песни:
«Каким он был - таким остался…». Или же, выражаясь более мудреным, называем, в миру, научным, языком:
- Психологическая система индивида (нас с Вами) сохраняется практически в неизменном виде до тех пор, пока на него не воздействуют внешние или внутренние силы.
Для нас с Вами внешними силами будет или папа «с ремнем» или мама «с пряником», бабушка с «соской», дед «со своими учениями». Учительница первая моя, да и вторые тоже. Мир нас учит жить каждый день: только включенный телевизор опасен для здоровья из-за вечного спама: 0+ (!!!).
Внутренние причины: наше вдохновенье - побудительные силы, а наши болезни - разрушительные.
Чем больше усилий прилагает талантливый учитель, тем больше знает последний «тормоз» в классе. Одаренный учитель может поднять больного с церебральным параличем. А плохой учитель испортит будущего гения.
Тогда второй Закон психологии, очевидно, звучит следующим образом:
- Изменения психологической системы или эффект психологического воздействия прямо пропорционален силе психологического воздействия и обратно пропорционален инертности психологической массы.
Третий закон психологии очевиден настолько, что ее признают не только обычные люди, но и умные политики, когда отмечают: любое экстремальное действие вызывает адекватное противодействие.
Если противодействия экстраординарному воздействию не происходит, то эта система называется неустойчивой как пластилин. И, наоборот, устойчивые психологические системы способны сопротивляться интенсивному внешнему или внутреннему воздействию как стальная пружина.
Тогда третий закон психологии звучит следующим образом:
- Силы взаимодействия устойчивых психологических систем равны по величине и противоположны по направлению.
Перечисленные основные психологические законы соблюдаются в обычных условиях без потрясений, войн и катастроф. Такое психологическое пространство, где соблюдаются основные законы психологии, называется инерциальным.
Как хочется жить только в инерциальном пространстве. Но, увы, не получается. Мир гораздо более сложен, но об этом, пожалуй, в другой раз.
С уважением,
Леонард Уральский