Вещи, которые мало кого удивляют, даже наоборот, вроде бы радуют: пандусы для колясочников, парковки для инвалидов, надписи на Брайле на музейных этикетках. Обычно считается, что всё это происходит само собой, естественная забота о человеке, которую добровольно берут на себя организации, учреждения и бизнес. Но это не так. Связь между пандусами в музеях и предыдущими постами, как мне представляется, самая прямая. В обоих случаях «смягчение нравов» очень дорого и ведущую роль здесь берет на себя государство. Вернее, я не берусь судить о причинах, я, скорее всего, плохо их понимаю. Просто расскажу, как это происходит в музейной сфере.
Совсем недавно, в 1990-м году, в США вышел закон, устанавливающий стандарты доступности музеев для инвалидов. Так, музей обязан обеспечить технические возможности (аппарат, сурдопереводчика и проч.) людям с повреждениями слуха, зрения и речи. Люди, сопровождающие инвалидов, проходят бесплатно, по одному билету. Затраты музея на обеспечение равных возможностей не должны отражаться на стоимости программ и билетов для инвалидов. Спецэкскурсия для глухих стоит столько же, сколько обычная экскурсия. При этом музей обязан сделать все возможное, чтобы не выделять инвалидов из основной массы посетителей. День слепых не пройдёт. Далее, музей обязан устранить архитектурные и коммуникационные препятствия, мешающие инвалидам посещать музей. Отсюда пандусы, особо оборудованные туалеты, ширина дверей, световая (а не только звуковая) сигнализация, лифты. Итого, всё это в законодательном порядке, все детали, и с очень недавнего времени.
Правила предусматривают исключения, например, угроза персоналу или посетителям. С активным туберкулезом не пустят, с активным ВИЧ пустят (разные пути распространения инфекции), хотя обе категории инвалидные. Реконструкция не производится, если значительно меняет характер исторического объекта, либо требует больших денежных затрат. Например, в трехэтажной старинной усадьбе невозможно построить лифт для пожилых людей и инвалидов, не изменив исторических интерьеров. Однако в этом случае музей обязан поставить на первом этаже камеры, позволяющие «осмотреть» верхние этажи либо сделать на первом этаже экспозицию из фотографий верхних этажей, фильм и проч. Если в усадьбе внутри открыто кафе для посетителей, музей обязан вынести часть кафе на улицу или построить дополнительное помещение: кафе должно быть доступно всем.
Из животных допускаются только служебные собаки (поправки 2011 г. (!), законодательство развивается, меняется; собачек-кошечек-птичек и других «компаньонов» уже не пускают). Собаки используются не только слепыми, но также глухими и людьми подверженными припадкам (напр., эпилепсии); при умственных заболеваниях собаки напоминают принять лекарство, служат снятию напряжения во время приступов паники. Ещё допускаются мини-пони, если паркет позволяет.
О причинах появления и эффективности как этого законодательства, так и законов, обсуждавшихся в предыдущих постах, я ничего сказать не могу. Интересно посмотреть статистику: колясочников среди инвалидов менее 2%, слепых менее 10%. Существует три разные системы Брайля, и из 10% слепых всего около 3% знают одну из трех систем; единых правил расположения надписей на Брайле не существует, слепой не знает, где они могут быть расположены. Иногда, не понимая, делают глупости: на одной выставке заголовок был выполнен особенно крупным шрифтом, надпись Брайлем сделали так же крупно, никто ничего прочесть не мог. То есть, законодательство, как я это вижу, не о том, чтобы поместить Брайля на этикетки или построить пандусы. Когда речь заходит о причинах, мне хочется думать, что законы позволяют самым разным людям пользоваться музеем в равной, насколько это возможно, мере. Это люди разного роста, веса, подвижности (лифты, скамеечки), экстроверты и интроверты (аудио-экскурсии), организация информации для людей разных возрастов и разного уровня образования (различный этикетаж), борьба с предрассудками. Например, считается, что слепые аккуратней обходятся с предметами - это не так. Или что инвалидам лучше быть вместе - тоже не так. Инвалиды предпочитают быть на экскурсии с другими посетителями; слепым, по опросам, много дают разговоры, вопросы и замечания зрячих экскурсантов.
Отношение складывается из мелочей, незаметно. Вот интересный проект, тут общество пошло впереди государства, в том числе незаконно, путем вандализма. Сегодня новый, более динамичный знак, меняющий отношение к инвалидам, появился в некоторых музеях и городах, в Нью-Йорке, например. Думаю, скоро везде поменяют.
В метро
На улице
Конечный результат