Текст, конечно, развивает воображение (как говорят), но если хочешь узнать, а не придумать, как всё было, всё-таки лучше картинки. Мужская баня, скажем, в Исфахане, 1550-1560 гг. Можно нажать для увеличения.
Коран не запрещает изображений, но запрещает поклонение им. Запрет на изготовление изображений содержится в хадитах -- устной традиции, где изображения рассматриваются как первый шаг на пути к поклонению идолам. Напрямую этот запрет проявляется в коранах и в религиозной архитектуре -- там изображений нет никогда, только орнамет (кораны иллюминированны, но не иллюстрированы, фасады мечетей и медресе покрыты вязью-цитатами из Корана, но при этом в банях стены часто украшались эпизодами из "Шахнамы"). В светской литературе (художественной, научной, гороскопы-Фалнама) допускалось повсеместно, хотя серьезные эпизоды "инококлазма" с уничтожением тысяч иллюстрированных рукописей были. Существует множество изображений Магомета, правда, обычно с закрытым лицом, иногда с лицом, расчерченным наподобие решётки (там идет символитка с именами Магомета), но есть и с открытым лицом. Поскольку многие большие поэмы (Фирдоуси, Низами, Джами и т.д.) начинались с путешествия Магомета в Иерусалим, то многие рукописи открываются типовой иллюстрацией --
( ... )
Запреты, да... Портреты аятоллы на каждом шагу. Как в том апокрифическом анекдоте про Геббельса (?), который на замечание, что один из его сотрудников (?) еврей, ответил: "Я сам тут решаю, кто еврей, кто нет".
Comments 9
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment