Дорога в маленькое село Нрнадзор мегринского района Армении ведет прямо по берегу пограничной с Ираном реки Аракс. Природа вокруг умопомрачительная: могучие горы со снежными вершинами, бурная река, опасный серпантин где вы едете прямо над обрывом, пограничные заграждения. Ощущение, что вы участник Camel Trophy и находитесь в Гималаях, а не в знакомой и привычной нам Армении. В советские времена здесь проходила железная дорога, связывавшая Ереван и Баку через Нахичевань. На фото внизу видна железнодорожная насыпь прямо над Араксом и даже остатки тоннеля. После Карабахской войны 1992-1994 годов Нахичеванский регион Азербайджана отказался отрезанным от остальной части страны и всякое транспортное сообщение прекращено. С тех пор рельсы разобрали, а станции постепенно разваливаются под всеми ветрами. Интересно, что в Нахичеване до сих пор курсирует локальная электричка Нахичевань - Ордубад, а в Армении электричка Ереван - Ерасх на границе с Нахичеванью. А еще здесь самая опасная в Армении автодорога, ведущая в село Нрнадзор и если вы эту дорогу прошли с миром - считайте, что Армения вас приняла и полюбила!
Прежде всего надо знать, что Мегри - город пограничный и граница с Ираном вытянулась сразу к югу от города, буквально в километре. Там могучее ущелье Аракса и дорога ведущая из Еревана в Баку через Нахичевань как (как выше уже говорилось, в настоящее время дорога осталась лишь на советских картах) петляет по берегу реки вдоль забора и она же является патрульно-следовой для пограничников. По этой причине, если вы предполагаете выезжать за пределы Мегри дальше, чем пограничный переход Карчевань с Ираном с запада и заброшенная ж.д станция Мегри на востоке, то нужно получить разрешение для пребывания в погранзоне. Иначе вас попросту не пропустят на пограничном КПП. Оформление разрешения это несложная процедура и делается в штабе мегринского погранотряда в Мегри. Пропуск делается обычно день-два, поэтому советую приехать в город немного заранее.
Кстати, Мегринский погранотряд ФСБ России имеет давнюю и интересную историю. Он был создан в 1941 году в связи с активизацией немцев в соседнем Иране. Пограничники в ночь на 25 августа 1941 года провели воинскую операцию против иранской армии, чтобы обеспечить переход частей Красной армии в Иран для уничтожения фашистских наблюдательных пунктов и инфраструктуры активно свозводившейся в считанных километрах от советской границы. При этом полтора десятка пограничнов погибли в бою. Сегодня, помимо российских военнослужащих на границе служат сотни граждан Армении - жителей Мегри и района. Часть из них в качестве офицеров и прапорщиков в погранвойсках, другие работают по контракту и эта служба считается не только уважаемой, но и хорошей в плане обеспечения и зарплат.
Пользуясь случаем хочу выразить искреннюю благодарность властям Армении, а также Министерству обороны Российской Федерации и непосредственно Мегринскому погранотряду ФСБ России за помощь в организации путешествия. Ребята, вы молодцы.
Мы держим путь в уже упомянутое выше село Нрнадзор -
В советское время поезд петлял по ущелью, "ныряя" из одного тоннеля в другой. Рядом шла автодорога -
Заброшенный железнодорожный вокзал Мегри, не функционирующий с 1992 года. Когда-то здесь делали остановку обычные пассажирские поезда следовавшие из Еревана в Баку. Сегодня нас встречает лишь грустная "девушка", символизирующая непонятно что -
Внутри вокзала можно найти множество раритетных билетов и документов, валяющихся прямо на полу -
Эти локомотивы и вагоны замерли навсегда 30 лет назад -
Сразу после станции расположен один из пограничных КПП, где мы встречаемся с командованием Мегринского погранотряда и дальше двигаемся в их сопровождении. Ребята нас предупредили, что та старая дорога в Нрнадзор про которую я говорю - фактически сейчас бездействует. После нескольких трагических происшествий, когда в плохую погоду и грязь кто-то из местных жителей сорвался в пропасть, а кто-то едва не сорвался. Военные позволили жителям села использовать патрульную дорогу внизу, ведущую вдоль пограничного забора. Но мы попросили разрешить нам проехать именно верхней, опасной дорогой. Внизу виден Аракс и территория Ирана сразу справа -
Дорога петляет километров пять по действительно опасному серпантину -
Это грунтовка, которая достаточно безопасна в хорошую погоду, но превращается в попытку самоубийства в дождь и снег -
Российские военные - опытные люди и регулярно патрулируют эту местность. Могут вести машину даже с закрытыми глазами. Но мы делаем остановку, чтобы они проинстркутировали нас об осторожности. Даже прижавшись к скале, между машиной и обрывом меньше метра. Новые трагедии никому не нужны -
Окружающие пейзажи поражают воображение. Знаете что? Мне все это напоминает трассу Душанбе - Хорог в Таджикистане, петляющую вдоль речки Пяндж, отделающей Таджикистан от Афганистана. Как известно, ту границу тоже охраняют россияне -
Остатки железнодорожной насыпи и тоннеля -
Народ, это высший пилотаж, мне нравится -
Едем дальше по маршруту в сторону села Нрнадзор -
Как вы думаете, каменистый остров посреди Аракса принадлежит Армении или Ирану? Отвечаю - Армении. А еще говорят, что у Армении нет моря. Может быть моря и нет, но остров - есть. Смотрите сами -
Иранское село прямо напротив нас, за Араксом -
Добрались до конечной точки, села Нрнадзор. Отсюда до райцентра Мегри всего 30 километров, но вы видели какая дорога, плюс граница со всеми вытекающими. У местных жителей имеются постоянные пропуска и они проезжают КПП на ежедневной основе. Туристам каплю сложнее, надо получать пропуск, о чем я рассказывал в начале. Название села переводится как "Гранатовое ущелье" и принято считать, что лучшие в Армении гранаты растут именно здесь. Не спешите говорить, что в Нрнадзоре разруха взглянув лишь на вьезд в село -
Дело в том, что до распада СССР это село было преимущественно азербайджанским и носило название "Ньювади". Выглядит село странно. Внизу - жилые дома. А на склонах - развалины. Это то, что осталось от домов прежних жителей села. Азербайджанцы покинули село в один день, 8 августа 1991 года в самом начале Карабахской войны. Местные армяне говорят, что азербайджанцы мирно покинули Нрнадзор, без единого выстрела. Некоторые даже напоследок обнялись с армянскими соседями. Все понимали, что происходит страшное и простые люди попросту стали заложниками ситуации. Армяне бежали из Баку и Суигаита, азербайджанцы покидали Нрнадзор и другие села Армении. Происходил обмен населением.
После отьезда азербайджанцев, в сели перебрались армянские беженцы из Карабаха. Кто-то заселился в покинутые азербайджанцами дома, но большая часть села так и осталась брошенной и постепенно превращается в руины -
Удивительно, но в столь небольшом и далеком селе многие говорят по-русски и даже неплохо. Обьясняется это тем, что его жители это армянские беженцы из Карабаха, где языком межнационального общения при СССР был русский. Сегодня Нрнадзор переживает трудные времена. Молодежь уезжает, тут нет работы. В местной школе всего несколько десятков учеников. Связь с райцентром Мегри теперь лучше, чем даже пару лет назад - курсируют "Газели", но глобально это не решает проблему с безработицей и непонятными перспективами. А гранаты? Они тут прекрасны...
Друзья, на днях расскажу про фантастическое ущелье Аракса и иранскую границу. Не пропадайте!
P.S Народ, кому нужна скидка в 7% на отели в любой стране мира, можете использовать мой промокод PUERRTTO (большими буквами) на сайте бронирований
www.ostrovok.ru. По крайней мере в странах СНГ с учетом скидки получается немножко дешевле, чем Booking. Во Франции бронировал - со скидкой получается столько же, как на других сайтах, а в Риге и Таллине дешевле. Смотрите, сравнивайте.