Хиджазский железнодорожный вокзал в Табуке (Саудовская Аравия)

Feb 19, 2020 10:05

Хиджазская железная дорога, которую власти оттоманской империи начали строить в 1900 году и предполагали связать Стамбул с Меккой, могла бы стать самой протяженной в мире. Напомню, что в те годы наш российский Транссиб еще не был построен. Строительство началось под личным патронажем султана Абдуллы Хамида II, при участии германских инженеров и турки всерьез вознамерились связать оттоманскую столицу Стамбул с исламскими святынями в саудовских пустынях Мекку и Медину. Железная дорога достигла Медины уже к 1908 году, но внезапно началась Первая Мировая война, которую немцы и турки проиграли на всех фронтах. Касательно же хиджазской железной дороги, то работы остановились из-за восстания арабского населения Аравии. Армия некогда могучей оттоманской империи оказалась неспособной полностью контролировать эту наиважнейшую транспортную артерию, протяженностью более 2000 километров. Арабские племена под руководством известного британского офицера Лоуренса Аравийского беспрерывно атаковали турков, препятствуя движению военного транспорта по Хиджазу.





В итоге недостроенную линию так и забросили, а потом независимость получили все арабские государства региона и прежде всего Саудовская Аравия, на территории которой были Мекка и Медина. Так проект и заглох, собственно и не начав функционировать. В наши дни сотни старинных оттоманских станций разбросаны по странам Ближнего Востока и лишь они напоминают о некогда грандиозном проекте. Сегодня я побывал на одной из крупнейших станций Хиджаза, под названием Табук и расположенной в одноименном саудовском городе неподалеку от границы с Иорданией.

Бывшая станция в наши дни обнесена забором и городские власти собираются сделать здесь полноценный музей и парк, который так и называется "Railway park". Но сегодня работы не завершены и место выглядит немного как строительная площадка. Нам это не помешает погулять и посмотреть объект -



Как и все остальное в стране большой нефти и денег, проект музея задуман грандиозным. Взгляните, что саудиты построили вокруг станции -



А это здание музея Хиджаза, которое должно открыться уже к лету 2020 -



Одно из старых станционных зданий отведено под стоянку для пары паровозов, пригнанных вроде как из Ирака (точное такие же, как были у турков) специально для музея в Табуке. Но сегодня музей еще не достроен и закрыт -



А вот прогуляться по территории бывшей станции и посмотреть здания нам никто не мешает -



Станция Табук считалась важнейшей на линии, здесь был и ремонтный цех для паровозов и вагонов и здесь можно было пополнить запасы угля и воды -



Отдельные детали от старинной станции остались и сейчас, правда можно лишь догадываться об их предназначении -



Это явно деталь из паровоза, наверное ее сделают частью будущего музея -



Построек достаточно много, а ведь было еще больше. Гуляя по городу, я заметил пару зданий очень напоминающих станционные. Они были заброшенными и частично разрушенными, но линия уходила дальше к югу в сторону Медины и на протяжении линии различных построек было немало. Будем считать, что сохранив хотя бы это, саудиты уже молодцы -



Ни одной живой души вокруг не было, задать уточняющий вопросы некому. Нашел брошенный кем-то журнал с картинками местных достопримечательностей и текстом на арабском -



Неподалеку от хиджазской станции расположен старый оттоманский форт, который был построен задолго до самой станции. Ведь именно через эти места проходил путь паломников в Мекку и Медину и путь этот было необходимо охранять и контролировать, посему подобных фортов в этих местах много -





Сейчас внутри форта музей, но к сожалению закрытый -



Другие мои статьи про Хиджазскую железную дорогу:

Как я прокатился в кабине тепловоза из Иордании в Сирию
Старый железнодорожный вокзал в Аммане (Иордания)
Оттоманский вокзал и музей паровозов в Хайфе (Израиль)
Хиджазская дорога на территории Израиля, сохранившиеся станции

Саудовская Аравия, БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ПУТЕШЕСТВИЯ, ПАРОВОЗЫ

Previous post Next post
Up