Как покупается "кошерность" и про штрафы работающим в субботу

May 20, 2012 12:19

В статье " Почему я не люблю еврейские праздники", я рассказывал о том, как в Израиле фактически насильно навязываются еврейские традиции, причем всем подряд, и христианам и мусульманам и самим светским евреям. Печально, что в XXI веке еврейский народ дожил до стадии конфликта внутри себя самого из-за агрессивного нежелания религиозной общины признать за светскими соотечественниками право жить так, как тем удобно. Мы обсудили и покритиковали тех, кто отказывает мне и миллионам других в праве передвигаться в субботу и в праздники. Сегодня, словно в развитие той темы, мне прислали интересную ссылку на тему того, что такое "Кошерность", кто за ней следит и как этот бизнес (да, это бизнес, а вы не знали?) работает. Признаюсь, я узнал для себя немало нового. Статья называется "Кашрут и экономика Израиля: расследование". Прочитанное заставило меня вспомнить несколько интересных эпизодов с периода моего ранней юности и проживания в киббуце Ган-Шмуэль, где я учился в колледже и подрабатывал в торговом центре и на фабрике соков. Об этом чуть ниже.



Что такое кашрут?

Очень кратко для тех, кто не совсем в курсе тонкостей. Кашрут - это чистота продукта с точки зрения еврейской традиции готовки пищи. Примерно, как Халяль для мусульман -

1. Определенные животные запрещены для использования в пищу. Это включает их мясо, внутренние органы, яйца и молоко.

2. Из животных разрешенных - млекопитающие и птицы должны быть зарезаны особым образом, именуемым шхита.

3. Кровь (кроме рыбьей) запрещена для употребления в пищу. Вся кровь должна быть удалена из мяса (высаливанием, вымачиванием и т.д.) перед его использованием.

4. Некоторые части даже кошерных животных также запрещены.

5. Мясные продукты и молочные не должны смешиваться или использоваться вместе.

6. Посуда, используемая для мясных продуктов, не должна использоваться для молочных и наоборот. Посуда, использовавшаяся для некошерных продуктов, запрещена.

10. Фрукты и овощи в принципе разрешены в пищу, но не должны содержать насекомых.

13. Виноградные изделия (сок, вино, коньяк), изготовленные без соблюдения определенных правил, запрещены.

Все вышеупомянутое - базовые принципы, скажем так, теоретические. Скажем так, кто способен вскрыть каждое яблоко (см. п.10) и проверить его на наличие червя?

Как следят за кашрутом и почему это важно для бизнеса?

Дело в том, что многие евреи (в т.ч не религиозные) предпочитают соблюдать некие базовые принципы иудаизма. Средний светский израильтянин, позволяющий себе ездить за рулем в субботу и смывать в унитазе воду (некоторые религиозные радикалы воду не смывают всю субботу), все равно не кушает свинину, а своему ребенку сделает обрезание. Совсем уж полных атеистов (таких как я) в Израиле оносительно немного, у меня нет конкретных цифр, но, думаю, не ошибусь, если не более 25% еврейского населения. Но не стоит забывать о мусульманах и христианах, которых еще 25% населения, итого имеем половину израильтян, для которых кашрут не имеет значения.

Получается следующая ситуация: если вы - фабрика-изготовитель продуктов питания, то, игнорируя правила кашрута, изложенные ввыше, вы теряете половину потенциальных покупателей. Половина израильтян не зайдет даже на порог вашего магазина, если вы торгуете некошерной продукцией.

Как стать кошерным?

Есть целый ряд частных компаний, управляющихся раввинами, специализирующихся на проставлении метки "кошерно". Смысл таков: вы допускаете на свою фабрику (или магазин) религиозных инспекторов, которые в любое время суток вправе вас проверять. Если все в порядке, то вам выдается свидетельство кошерности, но его можно и отозвать, если вдруг вы начнете торговать свининой или чем-то в этом роде. За свидетельство кошерности религиозная община берет немалые деньги, что неизбежно сказывается на конечной цене товара.

Если продукт кошерный, значит ли это, что вы точно не отравитесь?

Нет, не значит. Будем реалистами. Деньги решают все. Производитель продуктов питания в не меньшей степени нуждается в удостоверении кошерности, чем раввин в деньгах от производителя. Посему, как и везде на свете, если вы платите деньги (и большие деньги), то раввины с пофигизмом смотрят на бардак, царящий у вас на складах и прилавках. Торговать просроченными продуктами столь же некошерно, как и выкладывать на прилавок свинину, но всем на это наплевать. Закупать мясо и молоко у невнятных производителей в арабском секторе (так дешевле), разливать в "кошерные" пакеты и бутылки, а затем продавать евреям - не вполне кошерно, но это детали. Все знают в Израиле, либо догадываются, откуда и что берется. Но все равно предпочитают, хотя бы для галочки, покупать продукты с грифом "кошерно". Это некая дань традиции и бабушкам-дедушкам.

Начало 90-ых, фабрика соков в киббуце Ган-Шмуэль

Несколько лет подряд, с небольшими перерывами, я трудился на фабрике "Gan Shmuel foods", что в одноименном киббуце, где я учился в колледже. Там производят вполне кошерную продукцию: соки и концентраты. Насколько мне известно, примерно 20% российского рынка соков произведено из ган-шмуэльских концентратов. В Россию отправляются бочки с полуфабрикатом, а на фабриках Подмосковья из них делают такие бренды, как "Моя семья", "Я", "Добрый", "Фруктовый сад" и другие. То, что продают в виде конечной продукции - уже не совсем сок, а скорее таблица Менделеева в жидком виде, но такова участь всех заводских соков, иначе они попросту бы испортились за время хранения и транспортировки. Впрочем, не о том речь.



Годы 1991-1992, я в киббуце Ган-Шмуэль, как раз на фабрике Gan Shmuel foods

По фабрике время от времени прогуливался колоритного вида товарищ в традиционной еврейской одежде: все черное, шляпа, пейсы. Он был неприветлив и даже неприятен собой: всегда мятый, неухоженный, не здоровался и не прощался. Он ходил с блокнотом и постоянно что-то записывал. Особенно он любил курировать отдел фасовки концентрата по бочкам. Дело в том, что там трудились волонтерши из Скандинавии, эдакие длинноногие девицы без лишних комплексов. Ревнитель кошерности даже не пытался сдерживаться, забавно наклоняя голову вслед за их задницами, склоняющимися над агрегатами. Он любил заглянуть в комнату отдыха, где девушки переодевались перед выходом на смену. Врывался всегда без стука (проверяя раздевалку на кошерность?), и, по словам девиц, несколько раз ему удалось застать их в лифчиках и трусиках. Застав, он стоял, смотрел на них в упор выпученными глазами очарованного подростка (девицы продолжали спокойно переодеваться, ведь это он ворвался в комнату отдыха), а потом что-то записывал в блокнот, говорил на идише пару слов и уходил.



http://vasya-lozhkin.ru/files/paintings/gimage_206.jpg

Вне всякой связи с эпизодом с девицами, какое-то время спустя произошел конфликт между русским парнишкой-рабочим и тем инспектором кошерности. Не буду врать, не помню, что случилось. Что-то инспектору не понравилось в работе на конвейере, он набежал, стал орать и то ли ударил рабочего, то ли просто пихнул. Ну, а рабочий в ответ сбил у того шляпу с головы. Еще раз повторюсь, не помню с чего все началось. Инспектор визжал и орал, что его "избили", побежал к рувоводству и пригрозил, что у фабрики отзовут "кошерность", если те не уволят обидчика. Рабочего временно отстранили от работы, но конфликт на этом не закончился. Припёрлась целая делегация раввинов. Вдруг выяснилось, что гойки - те скандинавки, не должны работать в отделе наполнения бочек концентратом (до этого инспектору все нравилось), выяснилось, что скандинавки, якобы, показывали инспектору грудь и смеялись над его реакцией. Это было вранье, разумеется. Прекрасно помню, что девицам сей товарищ был насколько отвратителен (вы бы его видели, поняли бы о чем речь), что им бы и в голову такое не пришло, даже в качестве шутки. Помню, как девицы говорили: "Боже, за ним что, никто не смотрит? Почему он всегда мятый и грязный, почему всегда засыпан перхотью?" - вы понимаете, что при таком раскладе любое кокетство выглядит маловероятным.

Кончилось все тем, что раввинам сделали царские подарки от фабрики, а того рабочего так и не вернули на работу. Встретив его спустя какое-то время, услышал, что его уволили окончательно, устно сообщив, что "Ваше несдержанное поведение в отношении инспектора стоило фабрике больших денег".

Торговый центр Ган-Шмуэль, рыбный отдел и штрафы за работу в субботу

К сожалению, кошерность - это не главная проблема любого израильского бизнеса. Вторая беда - запрет на работу в субботу. Проще говоря, любой бизнес открывшийся в субботу - штрафуется. Тогда, 20 лет назад, штраф был около 400 шекелей (в ту пору, по курсу, 200 долларов). Таким образом, если вы работаете в субботу, отложите некую сумму на штрафы и воспринимайте ее как ваше пожертвование на содержание религионой общины. В ту пору бизнесы попросту откупались от инспекторов, платя им заведомо "штрафы" в виде пожертвований на синагогу или ешиву. И тогда, зная, что вы уже "откупились", инспектора вас не трогали. Бывали и вовсе вопиющие истории. Например, иногда отдельные представители религиозной общины, выдавая себя за инспекторов, вымогали деньги, мол, штрафуем вас. Обычно они посылались нафиг, и уходили, проклиная нас последними словами. Все хотели заработать на соблюдении субботы!

Есть нюанс. Помимо того, что еврейский бизнес не должен работать в субботу, еще и еврейские работники не должны работать в субботу. Отдельный штраф за открытый супремаркет и отдельные штрафы за каждого работника, обнаруженного исполняющим трудовые обязанности внутри супермаркета. Поэтому, в субботу старались на работу брать тех, кто хотя бы не коренной израильтянин. В огромном торговом центре в субботу только на кассы сажали своих, а практически все остальные были гастарбайтерами с Украины, России, Молдавии, Румынии, Филиппин и так далее. В крайнем случае, работали мы, вроде как "евреи", но воспринимаемые как "эмигранты". Работать в субботу я любил - шла двойная оплата. Прекрасно помню, как нас учили на местах, мол, если придут инспектора и спросят, еврей ли ты, отвечаешь "нет".

Математика и география не дадут бессмертия

По наводке vsegdamail, из свежих новостей http://news.israelinfo.ru/tribune/41229 -

21 мая 2012. Лидер ультра-ортодоксальной партии «Дегель А-Тора», раввин Аарон Лайб Штайнман, отозвался о нееврейском населении мира как об «убийцах, ворах и безмозглых людях». Эти слова были произнесены на конференции в преддверии Шавуота, праздника дарования Торы, состоявшейся в среду в Бейт-Шемеше. По словам раввина Штайнмана, «Сегодня говорят, что мир заселен восьмью миллиардами человек, но кто они, эти люди? Убийцы, воры и безмозглые люди». Далее раввин Штанмайн вопрошает: «И великий Творец создал этот мир для этих убийц, для этих преступников?». Этот мир, возвещает раввин Штайнман, создан «для праведников, изучающих Тору… в этом суть Творения».

Раввин Штайнман не преминул воспользоваться случаем и отвергнуть необходимость изучения прикладных специальностей, обязательных по общеобразовательной школьной программе. Повествуя о предначертании человеческой жизни, он поведал о том, что «человек живет в вечности… но ни математика, ни география не способствуют бессмертию», заявил раввин Штайнман, противопоставляя наукам изучение Торы. И незамедлительно решил на деле продемонстрировать пренебрежение к наукам, неверно назвав численность населения планеты, которое составляет не 8, а 7 миллиардов.




Мысли вслух, Израильские заморочки, ЖЛОБОТУПИЗМ

Previous post Next post
Up