Будучи в Узбекистане, не мог отказать себе в удовольствии прокатиться на новеньком скоростном поезде "Афросияб", курсирующим 5 раз в неделю между Самаркандом и Ташкентом. Речь идет о почти уникальном для Средней Азии пассажирском поезде европейского уровня. Почему "почти"? Просто похожий курсирует в соседнем Казахстане, между Астаной и Алматой. Узбекский "евро-поезд" спроектирован испанской компанией Patentes Talgo S.L. и развивает скорость до 250 км/час, покрывая 344км между Ташкентом и Самаркандом за 2,5 часа. После утомительного бардака в
Таджикистане с его убитыми дорогами и отсутствием всякой инфраструктуры, было весьма приятно на какое-то время ощутить себя в эпицентре цивилизации. По крайней мере на 2,5 часа, пока поезд в пути!
Начнем с вокзала в Самарканде. Он абсолютно новый, забавным образом сочетающий в себе стили ультра-модерн и традиционной узбекской архитектуры. Чудеса этим не ограничились, узбекская милиция, прославившаяся на всю Евразию своей вредностью и попрошайничеством на предмет денег, разрешает фотографировать на вокзале. Для меня, в свое время задержанного не раз за фотографирования ташкентского вокзала, или даже банальной автостанции провинциального Навои, такое миролюбие милиции было странным. Даже продумал про себе, ишь ты, хитрецы, только я достану камеру - как с криками побежите ко мне деньги клянчить, мол, "стратегический объект". Но нет! Созерцайте -
Надо сказать, что билет на сей поезд фантастически дорог для местных жителей. Второй класс стоил на июль 2012 года 50 тысяч сум, что соответствует почти 30 долларам, если менять деньги по официальному курсу. Первый класс еще вдвое дороже, около 60 долларов. Но, поскольку черный курс сума на 60% выгоднее, чем официальный - делайте выводы. Ехать за $30 мне бы в голову не пришло - ведь есть и другие поезда, проходящие, разного рода "Бухара - Ташкент", или "Термез - Ташкент", там билет порядка $10. Но уж очень хотелось освоить узбекского "европейца", посему, поменяв деньги за углом, купил билет за $17, что существенно отличается от тридцати, не так ли?
Полагаю, что местное население на этом поезде практически не ездит. Разве что исключительно состоятельные граждане. При средней зарплате в стране в $100 в месяц, отдать за проезд даже $17 - удар по бюджету. Тем более, что можно уехать на разваливающемся, но дешевом автобусе за $5-7.
Поезд внутри -
Вагон 2-го класса -
Кажется, пока я дремал, поезд разогнался разок до 200 км/ч, и потом ехал чуть медленнее, "всего" 170 -
Но от судьбы не уйти, к сожалению. Сколько зарубежную технику не привози, а обслуживать ее важно еще и нa местах. Для этого нужны специалисты, которых нет. Ближе к Джиззаку поезд сломался: вначале отключилось кондиционирование, от чего температура в вагонах достигла +42 градусов (это было видно на термометрах), благо, узбекское лето это не шутки. Люди начали обмахиваться газетами и усиленно пить воду. Потом от жары и духоты стало нечем дышать и поезд остановили прямо посреди степи. Затем не открывались двери, и их открывали вручную, чтобы запустить немного свежего воздуха. Вот я сижу, созерцаю Фанские горы Таджикистана на горизонте -
Когда поедем? Никто не знает. Так и стояли посреди степи около двух(!) часов. Потом двинулись на малой скорости с открытыми дверьми, чтобы запустить воздух. Доехали до Джиззака, там всех попросили покинуть салон -
Еще около часа мытарств, сотни людей метались по джиззакской платформе и вокзалу, силясь понять, что дальше? В итоге подогнали сменный состав, такой же. Туда мы и загрузились, доехав в этот раз без приключений до Ташкента. Я записал небольшой фильм про поезд, думаю вам понравится -
Click to view
Что касается Ташкента, то о моих приключениях в узбекистанской столице и о том, как я пешком в Казахстан переходил, можно почитать по тегу "
Узбекистан".
Если вам интересна настоящая экзотика, то оцените отчет о том, как я ездил
из Иордании в Сирию в кабине тепловоза.