Одной из целей поездки на Кипр было посещение музея железной дороги, который на начало 2013 года еще только строился. Да, вы не ослышались, музей кипрской железной дороги, которая функционировала на острове с 1906 по 1974 годы, имела в длину 122 километра, 39 станций. Это была одна-единственная линия, связывавшая портовый город Вароша (нынче -
мертвый город в закрытой военной зоне) со столицей Никосией и далее еще несколько десятков километров на запад, к Морфоу (Гюзельюрт) и конечной станции Эврихоу в предгорьях Тродоса. Как вы уже догадались, железную дорогу построили британцы, это их фирменный конек, они строили железные дороги практически везде, даже в самых абсурдных местах: на
Мальте, на
острове Мэн.
Киприоты любят говорить, что железная дорога погибла из-за оккупации Турцией северной части острова. Географически так оно и есть, поскольку под контролем турков оказались 80% путей и 32 из 39 станций. Но правда такова, что уже через год после запуска железной дороги, в 1907 году, специально прибывшая из Лондона комиссия пришла к выводу, что линия приносит больше убытков, чем пользы. И что ее использование никогда не окупит вложений. Тем не менее, британцы сочли, что железная дорога является символом британского правления и скупиться на расходы неприемлемо. Таким образом, худо-бедно паровозики бегали по Кипру без малого 70 лет, перевезя более 7 миллионов пассажиров и 3 миллиона тонн грузов из порта Вароши (Фамагусты) в Никосию.
Примечателен еще один исторический факт. К началу Второй мировой войны сообщение было практически прекращено из-за бомбардировок германской авиации. Но сразу после войны британцы восстановили линию, чтобы... (вы не поверите) перевезти 50 000 еврейских беженцев, которые спасаясь от Холокоста пытались добраться до Палестины, но были пойманы британцами и переправлены на Кипр. Израильские читатели знают эту весьма постыдную деталь британской истории, когда узников концлагерей ловили и помещали в трудовые лагеря на Кипре, сейчас вдаваться в детали не буду - кому интересно - найдет сам нужную информацию. Скажу лишь, что в какой-то момент к концу войны британцы согнали на Кипр столько еврейских беженцев, что те составляли до четверти населения всего Кипра. Если бы Израиль так и не был создан в 1948 году, то Кипр превратился бы в государство греков, евреев и турков.
Пассажирское сообщение существовало вплоть до 1951 года, пока британцы были готовы финансировать убыточный проект. Но затем политика Лондона стала стремительно меняться, послевоенные годы стали настоящим крушением Британской империи, они потеряли почти все свои колонии, начиная от Индии и заканчивая Ближним Востоком и многими странами Африки. Британцы чувствовали, что обстановка начинает нагреваться и на Кипре, им оставалось править островом считанные годы и вкладывать миллионы в заведомо потерянную для них страну они больше не желали. Посему, в 14:57 31 декабря 1951 года последний поезд отправился из Никосии в Фамагусту, куда благополучно прибыл в 16:38. На этом закончилась эра железных дорог на Кипре. Маленький отрезок между Эврихоу небольшим портом Каравостаси (между ними менее 20 километров) изредка перевозил руду, но незадолго перед турецкой оккупацией закрылась и эта линия.
Музей кипрских железных дорог находится в крайне неудобном для туристов месте - в деревушке Эврихоу (Evrichou) в горах Тродоса, причем в таком удаленном от туристических центров месте, что добраться туда без своей машины достаточно сложно. Вот точные координаты на
Google Maps. Местечко находится всего в пяти километрах от пограничного забора с турецкой частью Кипра, там мало населенных пунктов, местность какая-то богом забытая. Если честно, мы не совсем поняли, зачем делать музей именно там.
Так, или иначе, но работы идут полным ходом. По словам рабочих, сюда подгонят несколько старых вагонов и даже маленький паровоз, который специально привезут из Великобритании -
К нашему величайшему сожалению, в настоящее время от железной дороги практически ничего не осталось. Прямо поверх линии Никосия - Фамагуста турка проложили австостраду, из 39 станций в настоящее время частично сохранились 3-4, причем все в плохом состоянии. Абсолютное большинство паровозов давно утилизированы (один в виде памятника стоит в центре Фамагусты, второй над трассой Никосия - Кирения), та же участь постигла вагоны.
Кой-какие неубедительные крохи удалось насобирать британским энтузиастам:
http://www.internationalsteam.co.uk/trains/cyprus03.htmhttp://www.sinfin.net/railways/world/cyprus.html |
Добавить в ЖЖ |
Facebook |
Twitter |