Второй день на тайваньском острове Кинмен я решил посвятить поездке в северо-западную его часть, где расположена передовая часть линии обороны от возможного вторжения китайской армии. До недавнего времени (буквально пару лет назад) туда не только нельзя было попасть из-за статуса закрытой военной зоны, но даже вовсе посетить остров без специального разрешения тайваньской армии. Для Тайваня этот небольшой остров, плюс несколько таких же маленьких островков в непосредственной близости от китайского побережья (см.
карта) имеют колоссальное стратегическое значение. После поражения Гуминьдана в 1949 году и бегства Чана Кайши на Тайвань, было принято решение любой ценой удерживать о.Кинмен, поскольку с него предполагалась повторная высадка на материковый Китай с целью свержения коммунистов во главе с Мао Цзедуном. В 50-60 годы на маленьком островке размещалось около двухсот тысяч тайваньских солдат, что составляло почти треть всей армии Тайваня. Весь остров изрыт тоннелями, бункерами, заграждениями, огневыми позициями. В последние годы, в связи с определенными изменениями происходящими в КНР, отношения между "двумя Китаями" несколько улучшились (чего стоит один только факт того, что я прибыл сюда
катамараном из китайского Сямэня). Поэтому остров частично открылся для туризма. Здесь по сей день бесконечное множество воинских частей и закрытых дорог, но кой-где вы сможете побывать и оно того стоит.
Некоторую часть военных обьектов открыли для туризма, посетить их можно как самостоятельно (арендовав велосипед, мопед, или машину), либо воспользоваться ежедневной экскурсией, отправляющейся от центральной автобусной станции Чинченга (Jincheng) в 13.30. В принципе, экскурсий не одна, а сразу две. Первая отправляется в 8.30 утра и посвящена культурным и историческим достопримечательностям острова, а вторая в 13.30 связана с его военной историей. Купив на автостанции единый билет за 160 тайваньских долларов (всего 5 долларов США), вы можете посетить обе эскурсии. Автобус возит вас по острову, делает остановки по 20-30 минут в каждой интересной точке и едет дальше. Там есть даже гид, но только на китайском (99,9% туристов посещающих Кинмен - сами же тайваньцы из Тайпея), поэтому лучше заранее почитать что к чему. На мой взгляд, если ваше время на острове ограничено - берите автобусный тур. Во-первых стоит он сущие копейки, во-вторых остров мал, но не настолько мал, как это может показаться. Все же 25 километров в длину и 10 в ширину. Но главная проблема даже не в его размерах, а в том, что там полно закрытых дорог, куда вас не пустят военные. Мне так и не удалось отыскать вменяемую карту Кинмена с указаниями куда можно ехать, а куда нельзя. Та карта, что вам выдадут в туристическом офисе по прибытию - она мало того, что на китайском, так еще и не не учитывает нюансы связанные с военными.
В этом отчете я расскажу про место высадки китайского десанта в 1949 году, его координаты (
карта). В ночь на 1 октября 1949 года китайская народная армия предприняла попытку высадки на о.Кинмен; порядка 19 тысяч китайских солдат атаковали Кинмен с моря. Атака была массивной (помните анекдот "китайцы наступали малыми группами по миллиону солдат в каждой"), но плохо спланированной. Тайваньцы их ждали, создав на тот момент 200 укрепленных бункеров и заложив порядка 10 тысяч мин в месте предполагаемой высадки китайцев. Тем не менее, сражение вышло непростым и тысячи солдат погибли с обих сторон. Подробнее о сражении, получившем название "
Battle of Guiningtou" можно почитать на Википедии.
Надо сказать, что неудача с захватом Кинмена не остановила Мао Цзедуна в его попытках добить ненавистного ему Чана Кайши. Сразу же после неудачной для КНР операции, началось размещение артилерии в районе китайского города Сямэнь (откуда я приплыл на Тайвань 60 лет спустя). Уже к середине 50-ых китайцы начали наносить удары по острову из дальнобойных орудий. Тайвань им отвечал бомбардировками Сямэня. Апогея эти артилерийские дуэли достигли в 1958 году, когда Мао провозгласил "Финальное сражение с империалистами Гуминьдана", в этот день по Кинмену было выпущено более 30 000 снарядов. В последующие дни интенсивность обстрелов еще более возросла, а в целом, за 1958 год на остров обрушилось почти 500 000 снарядов. Параллельно китайцы вновь несколько раз пытались высадить на острове десант, но безуспешно. Разрушения на Кинмене были конечно же колоссальные (равно как и жертвы), но с тех пор тайваньцы все восстановили.
Китайцы периодически обстреливали остров вплоть до конца 70-ых годов и только лишь смерть Мао и изменение политической ситуации в КНР привело к снижению напряженности.
Эти укрепления - далеко не единственные на Кинмене. В следующий раз расскажу про подземную базу подводных лодок, построенную в 1966 году в южной части острова.
Чем-то мне все это напомнило фронтовую полосу между
Нагорным Карабахом и Азербайджаном и израильские
Голанские высоты на границе с Сирией.
|
Добавить в ЖЖ |
Facebook |
Twitter |