Каждый из нас мечтает увековечить свое скромное имя. На днях мне презентовали авторское издание стихов. Прекрасно издано, шикарный жесткий переплет, самая дорогая бумага. Человек вложился, не жалел средств. Да и чего ему их жалеть - этот нас с вами купит и продаст - чиновник! Стихи - как бы вежливо выразиться...уж лучше бы он продолжал проводить планерки в свой карательной инстанции. Ну, да бог с ним. Речь о другом. Была у меня мечта - воплотить свой немалый туристический опыт в виде издания хороших и полезных путеводителей по странам. Прекрасно зная тематику самостоятельных путешествий, плюс будучи "своим" человеком в журналистике - задумал глобальное. И скакнул прямо в полымя. И ждал меня там, в этом книгоиздании, банальный совковый беспредел и хамство. Хотите заняться книгоизданием и узнать чем это может закончиться? Тогда читайте дальше -
Карикатура
Юлии Лищенко (с)
Кому нужен хороший путеводитель?
Действительно, в магазинах полно путеводителей. Не менее полутора десятков разновидностей. Начиная от банальных и бестолковых "
Полиглот" и заканчивая амбициозными и неизменно плохими перепечатками с плохим переводом "
Ле Пти Фюте". Из соображений корректности не станем обсуждать эти и другие издания. Думаю, что читатель и сам прекрасно понимает что к чему, и без моих размышлений давно уже сделал свой выбор. На сегодня любой владеющий английским языком и имеющий опыт самостоятельных путешествий, выбирает не российские путеводители, а мировые бренды вроде
Lonely Planet,
Bradt и иже с ними. Почему? Да потому, что они актуальны, написаны как правило, из личного опыта, постоянно переиздаются и предельно эффективно составлены. И задается вопрос - чем же наши люди хуже? Почему россияне не способны создать и работать с ничуть не худшими сериями изданий? Вот такими мыслями была занята моя голова в течении примерно года. На двое шел 2004-ый.
Я посчитал, что российский турист давно вырос до серьезных изданий, далеко выходящих за рамки глянцевой книжки с красочными картинками и советами из серии "По Каиру нашему туристу лучше передвигаться с хорошим гидом" (с), и давно достоин лучшего отношения к своей персоне, вроде следующего - "проездной билет на каирское метро можно купить в автомате на станции Рамсес, а спальное место до Асуана обойдется в 60 долларов включая ужин и завтрак".
Итак, спустя какое-то время я вышел на издательский дом
Юнивер Пресс, чей директор живо заинтересовался моей идеей. И вскоре мы достигли согласия по всем основным моментам. Он сам предложил формально зачислить меня в штат в качестве редактора некоего журнала. И под флагом этого журнала предполагалось издание путеводителей. Ура, я ликовал! У меня не было денег на поднятие своего издательства, но я нашел инвестора и издателя в одном лице. Это же прекрасно, не находите?И я начал писать. Я работал день и ночь, я забыл про выходные. Я творил, я создавал. На первых порах мои изыскания публиковали в журнале, затем на горизонте замаячили уже настоящие книги. Это было прекрасно. И вдруг...
Да, всему помешало это самое "вдруг". Мое руководство неожиданно решает, что проект с путеводителями им больше не нужен. Меня они увольняют с сегодня на завтра, а в дополнение не выплачивают ни копейки за почти 4 месяца каторжного труда в их издательском доме. Трудовой договор у нас был, только оформлен на символическую сумму в 2500 рублей в месяц. Но даже это они решили не платить. Впрочем, примечательно другое. Они, уволив меня с работы и не заплатив, при этом продолжали издавать мои материалы, которые были написаны в период сотрудничества в этим издательским домом. Мои статьи в том, или ином виде издавались у них не менее полугода после моего увольнения. Более того, они передали мои материалы везде, где только можно, и мои тексты появились под именами "Алексей Запасский", "Ольга Ксенофонтова" и другие лжеавторы. В общей сложности украли порядка двух десятков статей и материалов.
Особенно порадовала перепечатка моего материала про Среднюю Азию, причем авторский материал остался без изменений, за исключением того, что был заменен с мужского первого лица, на женское, от имени некоей госпожи Ксенофонтовой. К сожалению, в интернете сложно выложить целиком журнал, в котором эта статья вышла. Но заверяю вас, это более, чем серьезное и уважаемой издание. А вот интернет версию можно оценить, например, здесь
украденное Ольгой Ксенофонтовой, а здесь можно сравнить с
оригиналом написанным мной. Сравните, это вызовет как минимум ироничную улыбку.
Кипит наш разум возмущенный
Такого беспредела я не мог стерпеть. Как можно разрушать чью-то мечту? Как можно нагло и грубо украсть то, что создано чьим-то воображением, интеллектом, фантазией. Тем, во что вложены месяцы кропотливого труда? Признаюсь, возмущение мое было столь существенно, что я позабыл про путеводители. Я весь отдался мщению. Знаю, звучит некорректно. Ведь Библию учит нас подставлять вторую щеку в ответ на пощечину. Но нет. Библия - Библией, но во-первых я все же атеист до мозга и костей, а во-вторых убежден, что всепрощение вредно. И начался затяжной и многоплановый суд. И не один суд, а в общей сложности 6(!) параллельных судов против всех тех изданий, которые нагло украли мои работы и издали под чужим именем без выплаты гонораров.
Про один забавный суд
В ходе судебных баталий были и веселые моменты. Было забавно перехитрить учредителей одного крупного московского издательского дома, издающего и сейчас путеводители. Они формально зачислили меня в штат. В качестве...менеджера по рекламе. Причем тут реклама - не знаю. Никогда не занимался и не собирался заниматься рекламой. Но, если так удобно издателю - пусть так и будет. Но потом, в точности как прежде засуженный Юнивер Пресс, они повели себя не корректно. Уволили, трудовую книжку не вернули, зарплату не выплатили. Да еще и издали в одном из ближайших путеводителей мои материалы. Что за наваждение? Опять?
Техника судебных баталий с сим издательством увлекла меня не на шутку. Я давно уже работал в сфере крайне далекой от издательской, и более того - крайне далеко от России. Но эпопея с судом по прежнему тянулась и увлекала. Вначале подал в суд с целью взыскать с них свою зарплату. Но те, с учетом того, что так и не вернули мне трудовую книжку и...так и не выдали мою копию трудового договора - заняли интересную позицию - он у нас не работал. Смешно? Но именно это они и заявили на суде устами своего адвоката. Кажется абсурдом - вы полгода работаете, ходите в офис, получаете зарплату, но...теперь они с вами вроде как и не знакомы. И...суд я проиграл. Судья Тверского районного суда г.Москвы решила, что факт моей работы в данной организации не доказан. И, соответственно, претензии по зарплате не подлежат удовлетворению. Адвокатесса ответчика тогда еще улыбнулась и сказала "Саша, прекрати, у нас суды не выигрывают. Живи дальше и забудь".
Но нет! Это раззадорило еще больше. Тем более, что жизнь моя стремительно налаживалась в материальном плане, и тяжба с издателями стала как хобби. Вроде филателии, или нумизматики. Спортивный интерес. Углубившись в
Закон РФ об авторском праве и смежных правах, я обнаружил возможную "ловушку" для издателя. Смысл состоял в том, что в качестве сотрудника издательства я имел право на авторство, но не имел прав на требования гонорара. Поскольку состоял в организации на зарплате. Так гласит закон. Иными словами, если вы формально работаете в издательстве, то ваши праведные труды принадлежат вашему боссу, а ваша месячная зарплата - заменяет вам любые возможные гонорары. Вот зачем меня каждый раз пытались зачислить в штат! Хитрецы. Но теперь они попались на свою же хитрость.
Раз они заявили на суде, что я у них никогда не работал, и суд признал что я не работал (хотя я по факту полгода работал в их офисе), то...теперь я могу подать на них другой иск. За нарушение моих авторских прав! Ведь если я не работал, а мои материалы напечатаны, значит они их украли. Двух вариантов быть не может. Только так. Сказано - сделано. И я подаю на них в тот же самый суд, где мне только что отказали в праве на зарплату.
Представляете лицо адвокатессы противной стороны, равно как и судьи? Адвокатесса такого "подвоха" с моей стороны не ожидала. На суде она сходу заявила, что прав на компенсацию я не имею, так как состоял в штате редакции. На что я представил судье решение месячной давности о том, что судом установлено, что "в штате редакции я не состоял и прав на зарплату не имел". Сама судья, еще помнящая детали прежнего разбирательства поинтересовалась "Александр Валерьевич, я ничего не понимаю. Вы же сами утверждали месяц назад, что вы работали в данной организации. Как же вы сейчас утверждаете что не работали, и они у вас украли ваши материалы?". На что я ответил, что мне...казалось что я работал. Но я ошибался. И решение федерального судьи все расставило по своим местам. А раз так - то данный издательский дом все же мои авторские материалы незаконно использовал, без моего на то письменного согласия. И...да, вы совершенно верно догадались! Суд вынес решение в мою пользу!
Судился в Москве, судился в Екатеринбурге, и даже дистанционно в Санкт-Петербурге. Тех, кто издал мои работы в своих журналах призывал к ответу за плагиат путем проведения автороведческих экспертиз. Те, кто воровал в интернете и размещал на своих сайтах - фиксировал у нотариусов имеющих выход в интернет. Кстати, в этом как оказалось, изобрел необычное пока для России ноу-хау. Приходишь к нотариусу с ноутбуком, подключаешь его к интернету и нотариус фиксирует на распечатанных копиях примерно следующее: "Такого-то числа на сайте ООО Юнивер Пресс мной, нотариусом г.Москвы таким-то обнаружен текст автора Лапшина А.В". Для суда такого рода документ имел силу невероятную. Я выиграл все шесть судов, и даже в итоге, несколько лет спустя, получил почти со всех деньги через службу судебных приставов. Деньги небольшие, на общую сумму чуть более 180 тысяч рублей. Увы, но российские судопроизводство пока не имеет нормальной практики взыскания компенсаций за нарушения авторских прав. Но и это было неплохо в качестве своего рода прецедента. Ниже - одно из судебных решений в отношении ООО Юнивер Пресс. В качестве примера -
Если ли жизнь после смерти?
Друзья, никакого пессимизма, уверяю вас! Просто иронично шучу. Тут другое. Два с лишним года увлеченной борьбы с издательствами сделали меня другим. Мало того, что в этот период времени я увлеченно получал второе (юридическое) образование. Но я еще и на собственных судах сделал себе необходимый для работы в будущем стаж. Редкостное везение. Причем в сравнительно редкой сфере права - в авторских и смежных правах. Неплохой опыт. Но...как же с путеводителями? Я по-прежнему интересуюсь этой темой, но подсознательно жду обмана. К предложениям (а они есть) отношусь подозрительно, ожидая подвоха. Скажете паранойя? Может быть. Отчасти. И все же, черт возьми, как хочется отделить баталии с издателями, опыт которых у меня столь значителен, от...собственно мечты - писать путеводители, которые будут нужными и полезными людям?