Много читателей это конечно хорошо: новые друзья, широкий круг общения, потенциальные заказчики и партнеры. Но с другой стороны люди иной раз не учитывают, что блогер это обычный человек, такой же как они, плоть и кровь. Вчера меня отфрендили три человека, все три с примерно идентичными комментариями "Я вам задал вопрос, а вы меня игнорируете уже месяц". Как этим людям объяснить, что когда в день(!) вам приходит от 200 до 700 комментариев, плюс 12-20 вопросов, то вы физически неспособны ответить абсолютно всем? Вам еще спать иногда хочется, есть, принимать душ, общаться с друзьями, работать наконец. Прям, хоть отдел по работе с клиентами заводи, чтобы уж точно никто не обижался. С некоторых пор я решил собирать статистику по задаваемым вопросам и на основании этой выборки публиковать тематические посты. Например, за последний месяц примерно раз 30 меня спрашивали под тем, или иным углом, чем отличается поисковик авиабилетов от сайта авиакомпании? Или к кому предъявлять претензии в случае отмены рейса: к авиакомпании, или к онлайн авиакассе? На эти вопросы я пытался отвечать, но приходили новые и новые вопросы от других людей и я понял, что пришло время систематизировать информацию и написать соответствующий пост.
Вот несколько примеров вопросов, которые мне задавали на тему покупки авиабилетов:
...Купил на Скайсканнере билет, деньги сняли дважды, написал им мейл - а они отвечают, что билеты не продают и надо обращаться в авиакомпанию. Что делать? У кого же я купил билеты?...
...Почему на сайте по продаже билетов цены на 50 долларов ниже, чем в самой авиакомпании?...
Итак, в природе существует четыре способа найти и купить авиабилет: сходить ножками в авиакассу в соседнем доме и доверить выбор билета менеджеру (который живет на процент с продаж и абсолютно не заинтересован искать вам дешевые перелеты), купить билет на сайте авиакомпании, купить билет в онлайн авиакассе и воспользоваться поисковиком билетов и все равно вернуться в онлайн авиакассу или сайт авиакомпании.
Технология покупки билета
Первое, с чего следует начать поиск билетов - конечно, зайти на сайты компаний - поисковиков. На мой взгляд, самые лучшие на сегодня поисковики - www.skyscanner.net и www.kayak.com. Какую информацию вы получите? Во-первых, какие авиакомпании вообще летают в нужном вам направлении, во-вторых, примерный разброс цен. Далее, выбрав нужное направление, вы можете нажать на кнопку с интересующей вас ценой, после чего система автоматически переадресует вас непосредственно на сайт авиакомпании, либо на сайт авиакассы.
Всем хорош поисковик авиабилетов, но есть у него два серьезных недостатка: они ищут вам билеты только среди тех авиакомпаний и агрегаторов, которые с ними сотрудничают. Проще говоря, если условный Аэрофлот платит поисковику Skyscanner, то вы найдете Аэрофлот в поиске, а если не платит - то не найдете. И второй недостаток: билет вам продает не поисковик, а он просто сканирует результаты предыдущих писков других туристов и выдает вам последний из результатов. Может оказаться так, что вчера кто-то нашел цену в 100 долларов, но за ночь она поменялась на сайте авиакомпании. Сегодня вы зашли в поисковик и он вам по-прежнему показывает 100, хотя на самом деле там уже давно 150. Чуть ниже мы к этому вернемся.
Но, по крайней мере вы получите представление кто и куда летает в принципе и каком примерный порядок цен. Часто бывает так, что агрегатор может продавать билеты чуть дешевле, чем перевозчик. Почему так получается? Сходу берем пример, скажем, с онлайн авиакассой и вариантом с полетом из Москвы в Ригу на 18 декабря 2013 года. Абсолютно абстрактный пример, смотрите, у них выдает $91 доллар -
Теперь посмотрим, что нам предлагает поисковик, он нам предлагает купить напрямую у Аэрофлота и пишет, что билет стоит 92 доллара. Если вы кликните на "Select", то вас перебросит на сайт Аэрофлота -
Вот, нас перебросило с сайта Skyscanner на сайт Аэрофлота и мы видим, что цена почему-то стала больше, уже не 92 доллара, а почему-то 96 долларов. Помните, о чем мы говорили выше? Про то, что поисковики недостаточно оперативно обновляют информацию о тарифах? Вот вам и результат -
Тогда можно задать вопрос, а как так получилось, что на сайте авиакомпании билет оказался дороже, чем у онлайн-авиакассы?
Секрет полишинеля
Дело в том, что компании - агрегаторы и авиакассы выступают для авиакомпаний в роли оптовых покупателей, соответственно и билеты им достаются по «оптовым ценам», за счет которых они могут снижать их стоимость у себя на сайте. Не ждите, что авиакасса предложит вам перелет вдвое дешевле, чем на сайте авиакомпании, но дать скидку в 3-10% они могут вполне и постоянно это делают. Кроме того, агрегаторы могут продать вам билеты на небольшие авиакомпании, не имеющие своих сайтов, либо такие компании, как «Узбекские авиалинии» (полеты в Юго-восточную Азию из Екатеринбурга, Новосибирска или Иркутска), которые не продают билеты онлайн. Кроме того, авиакасса может продавать стыковочные рейсы разных авиакомпаний, например что-то вроде моего маршрута из Иордании в Индию с тремя пересадками в трех странах -
Ну а дальше все технически просто: не важно, покупаете ли вы билет на сайте перевозчика или агрегатора, вам нужно выбрать даты полета, затем рейс (если их в нужный день несколько, выбирайте самое удобное для вас время).
Как покупать билет безопасно?
Но, перед тем как переходить к вводу личных данных и оплате, обратите внимание на то, обеспечивает ли выбранный вами сайт защиту ваших данных. Для этих целей уважающие себя и своих клиентов компании используют SSL сертификаты - на сайтах они могут обозначаться значками, содержащими надпись «secured by SSL» и изображение замочка:
Кроме того, адрес сайта должен начинаться с https://, а не привычное нам http://. Буковка “s” означает работу в защищенном режиме. Если защита есть, то можно водить данные пассажира: имя и фамилию, номер паспорта (если авиакомпания требует этого), номер международной банковской карты VISA или MasterCard и CVV-код.
Читатель справедливо может спросить меня, а что делать, если нет у человека такой карточки, а в кассах билетов по выгодным тарифам нет, или касс той или иной авиакомпании нет в городе?
Спешу обрадовать читателя, безвыходных ситуаций не бывает. Ряд российских авиакомпаний, например S7, «Уральские авиалинии», «Utair», «Россия» дают возможность оплатить билеты через сеть магазинов «Связной» или «Евросеть», при помощи интернет-кошельков (Яндекс. Деньги, WebMoney, Qiwi) или платежных терминалов QIWI, через которые вы обычно оплачиваете сотовую связь. С условиями оплаты можно ознакомиться на сайтах авиакомпаний.
Такую же альтернативу оплаты предлагают и российские авиакассы и агрегаторы: Anywayanyday, Связной, Посошок и другие.
После оплаты билета пассажиру на адрес электронной почты будет выслан электронный билет (иное название «маршрут-квитанция»), в котором будут указаны:
- код бронирования, состоящий из 5 или 6 символов (комбинация букв и цифр либо только букв латинского алфавита)
- имя и фамилия пассажира,
- класс бронирования,
- место, дата и время вылета и прибытия в конечный пункт.
Пункты вылета и прилета пишутся полностью, а шифр из трех латинских букв обозначает название аэропорта. Если в аэропорту прилета/вылета несколько терминалов, в билете указывается его номер, название или буква. Обычные авиакомпании не требуют распечатки авиабилета - достаточно на регистрации предоставить паспорт, на который осуществлялось бронирование.
Авиакомпании - лоукосты требуют пассажиров самостоятельно регистрироваться на рейс: на сайте компании необходимо зайти в раздел «регистрация на рейс», ввести номер (скопировать его из присланной машрут-квитанции) и фамилию пассажира. После этого на адрес электронной почты придет посадочный талон, который нужно распечатать на любом принтере и предъявлять при посадке работникам авиакомпании.
Важные нюансы покупки билетов
Как сказал когда-то известный сатирик: «Общим видом овладели, теперь подробностей не надо пропускать». Именно о них, о важных подробностях и нюансах я хочу поговорить сейчас.
Нюанс №1: классы бронирования
Что это такое? Это совокупность правил покупки, использования, возврата или изменения авиабилета, напрямую зависимая от его стоимости. Каждый класс обозначается определенной латинской буквой. Как правило, чем дешевле авиабилет, тем больше ограничений. Рассмотрим подробнее наиболее часто встречающиеся у обычных авиакомпаний классы бронирования.
Экономический класс, полный тариф (Y, S): разрешается покупать билеты с открытой датой, разрешается без штрафа и доплаты менять дату вылета, конечно при условии, что на новом рейсе есть места этого же класса. Норма провоза багажа - в зависимости от авиакомпании от 20 до 35 кг на человека. Скидка на билет для детей до 2-х лет без предоставления отдельного места - 90% от тарифа, на билет для детей 0-2 лет, 2-12 лет с предоставлением отдельного кресла - 50% от тарифа.
Экономический класс, льготный тариф (также может называться «туристический», «бюджет», «промо» K, L, Q, U, W) - не разрешается продажа билетов с открытой датой, замена дат разрешена, но взимается штраф (как правило, от 50 до 100 долларов или евро на зарубежный рейсах; около 1000 рублей на внутрироссийских рейсах, в зависимости от компании, дальности полета и страны вылета). В случае отсутствия на новом рейсе указанного тарифа дополнительно взимается разница со следующим тарифом, который имеется в наличии. Скидка на билет для детей до 2-х лет без предоставления отдельного места - 90% от тарифа, на билет для детей 0-2 лет, 2-12 лет с предоставлением отдельного кресла - 25% от тарифа, а в ряде случаев вообще не предоставляется. Норма провоза багажа - не более 20 кг.
Бизнес-класс (J, С, D) - разрешена покупка билета с открытой датой, замена дат без штрафа, возврат полной стоимости билета как при отказе от полета более чем за 24 часа, так и в случае неявки пассажира на рейс. Скидка на билет для детей до 2-х лет без предоставления отдельного места - 90% от тарифа, на билет для детей 0-2 лет, 2-12 лет с предоставлением отдельного кресла - 50% от тарифа. Норма провоза багажа - до 35 кг.
У лоукостов класс бронирования - только экономический льготный, обычно обозначается буквой Y. При этом не разрешается ни замена дат, ни покупка билетов с открытой датой. При отказе от билета его стоимость не возвращается. Весь багаж - за дополнительную плату.
Нюанс №2: покупка билетов на лоукостах
Как уже говорилось выше, для тех, кто планирует путешествие по Европе либо перелеты в Азии (Таиланд, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Индонезия), самыми выгодными по ценам являются компании-лоукосты.
Авиабилеты можно купить только на сайтах этих компаний, агрегаторы и обычные авиакассы их не продают. Соответственно, оплата производится только при помощи банковских карт. Основной механизм брони такой же, как и у обычных авиакомпаний, но будьте бдительны!
Лоукосты недорогие, но от дополнительных денег не отказываются и «ловят» невнимательных клиентов. Внимательно смотрите: после того, как вы ввели маршрут и даты, на экране появляется страничка, на которой перечислены дополнительные услуги, которые компания предоставляет за отдельную плату. Это питание (10-20 евро или долларов в зависимости от компании и меню), багаж (от 10 до 25 евро/долларов за сумку до 25 кг), право в первую очередь зайти в самолет и выбрать места (от 5 до 15 евро/долларов), медстраховка (15-30 евро/долларов). Уберите галочки из тех пунктов, которые вам не нужны, или нажмите кнопки «No» - у каждой авиакомпании своя система. Если вы предполагаете сдавать багаж - бронируйте эту услугу сразу. В противном случае в аэропорту при посадке ваша сумка будет расценена как «перевес», и платить придется уже из расчета минимум 13 евро за каждый килограмм.
И в любом случае не покупайте страховку - она совершенно бесполезна.
Например, страховка, купленная на сайтах европейских авиакомпаний (обычно это будет страховка от "Mondial"), не работает в принципе для НЕграждан Евросоюза. Но об этом вас никто не предупреждает. Это написано мелкими буквами на 14-ой странице договора между сторонами. Причем, договор этот не хранится на сайтах авиакомпаний, нужно перейти по 5-6 ссылкам, чтобы его найти. На мой взгляд - мошенничество чистой воды.
Нюанс №3: рейсы транзитные и стыковочные
Транзитный рейс - это рейс, из одного пункта в другой, предполагающий остановку и пересадку в третьем пункте. Рейсы выполняет одна и та же компания, либо две разные авиакомпания, имеющие между собой договоренности о совместных рейсах на определенных направлениях. Просто пример - рейс «Аэрофлота» из Новосибирска в Прагу выполняется с пересадкой в Москве. То есть фактически это два рейса Новосибирск-Москва, Москва-Прага. Авиаперевозчику не выгодно ставить несколько рейсов в ту же Прагу из разных городов - нужны дополнительные самолеты, дополнительный обслуживающий персонал. Проще состыковать рейсы из разных городов с рейсом, который летит и базового аэропорта авиакомпании в пункт конечного назначения. Таким образом, на рейс Москва - Прага могут пересесть пассажиры из Новосибирска, Самары, Санкт-Петербурга или любого другого города. В этом случае самому пассажиру не нужно покупать два билета на каждый сегмент перелета, при бронировании указывается пункт вылета и пункт назначения. А система бронирования авиакомпании автоматически выдаст пересадку в пути. То есть авиаперевозчик сам формирует расписание так, чтобы люди успели пересесть с одного рейса на другой. Билет, соответственно, тоже будет выписан с учетом всех пересадок. А что будет, если рейс из «Новосибирска» опоздает, а рейс в «Прагу» уже улетит. Тогда именно авиакомпания предоставит пассажиру места на другом ближайшем рейсе без всяких доплат. Если в этот день рейсов в нужном направлении уже нет, авиакомпания или предоставляет пассажиру гостиницу, или отправляет его рейсом другой авиакомпании. Все расходы берет на себя виновник опоздания.
А что делать, если нет возможности приобрести транзитный билет? Допустим, нет ни прямых и транзитных рейсов из России в португальский город Порто, а вам нужно именно туда. В таком случае придется покупать перелет до Лиссабона на португальской компании ТАР или Аэрофлот, а уже оттуда - перелет в Порто на авиакомпании Ryanair. Все эти компании не входят в единый альянс, не являются партнерами. Соответственно, нельзя купить на сайте одной билеты на другую. Вот и получаются стыковочные рейсы. В этом случае, если одна из авиакомпаний рейс отменила или задержала, а самолет в следующий пункт улетел, проблему должен будет решать сам пассажир за свой счет.
Нюанс № 4: осторожно, «халява»!
Иногда на некоторых сайтах по продаже авиабилетов, а также на сайтах авиакомпаний заявленная цена не вполне соответствует настоящей. Слишком низкие цены, например, из Москвы в Йоханнесбург за 199 долларов или Челябинска в Ларнаку за 43 доллара, просто физически не могут быть реальными. Скорее всего, начав бронировать такое «суперпредложение», вы вскоре убедитесь, что в данную цену не включены таксы, налоги и сборы, которые увеличат итоговую стоимость в несколько раз и сделают вполне обычной для данного направления. Как обидно, ведь вы потратили время и испортили себе настроение. Поэтому всегда следует включать здравый смысл и смотреть на других сайтах среднюю стоимость подобных перелетов.
И, тем не менее, ходить по ссылкам имеет смысл. Не тратьте время нереальные предложения, и тогда вы найдете что-то интересное. Да, 169 долларов в Конго - это фарс. А вот 700 долларов для этого направления - цена реальная, и даже очень выгодная.
Незнание законов не освобождает от ответственности, но «освобождает» карманы
Безусловно, невозможно знать наизусть все законы, если вы не являетесь юристом. Однако есть ряд важных правил нужно знать. Покупая билет, всегда читайте правила.
В соответствии с российским законодательством, все виды билетов на авиарейсы российских компаний являются возвратными:
В случае добровольного отказа пассажира от перевозки с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до начала перевозки из аэропорта отправления, аэропорта трансфера, аэропорта остановки, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.
В случае добровольного отказа пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за двадцать четыре часа до начала перевозки из аэропорта отправления, аэропорта трансфера, аэропорта остановки, с пассажира удерживается сумма, в размере не более двадцати пяти процентов от суммы, уплаченной за всю перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо от суммы, уплаченной за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.
Но это касается лишь внутренних перелетов по России, либо международных рейсов российских авиакомпаний, вылетающих с территории Российской Федерации.
В случае если вы купили билет на рейс отечественной авиакомпании, но ваш полет начинается из-за рубежа, то возврат средств за неиспользованный билет будет осуществляться в соответствии с правилами тарифа. Как правило, самые дешевые билеты возврату не подлежат.
У зарубежных компаний возможность отмены билета или изменений также определяется классом бронирования. Как правило, при отмене самых дешевых билетов, пассажиру деньги не возвращают вообще либо удерживают до 90% стоимости в виде штрафа.
Также важно знать, что авиакомпании несут ответственность перед пассажирами за задержку или отмену рейса.
По российским законам, в случае задержки рейса более чем на два часа, авиакомпания обязана предоставить пассажиру два бесплатных телефонных звонка либо два сообщения по электронной почте, а также - прохладительные напитки. Если ожидание превышает четыре часа, авиакомпания обязана обеспечить пассажиров горячим питанием, далее горячее питание должно предоставляться каждые шесть часов в дневное время, и каждые восемь - в ночное время. При задержке рейса на восемь часов и более в дневное время, либо шесть и более - в ночное, авиакомпания обязана предоставить размещение в гостинице, а также трансфер до гостиницы и обратно в аэропорт. Все эти услуги предоставляются бесплатно.
Зарубежные авиакомпании в большинстве своем руководствуются «Монреальской конвенцией», которая в частности предусматривает денежные компенсации за задержки и отмену рейсов. Для пассажиров, которые следуют рейсами из стран Евросоюза либо в страны Евросоюза Регламент авиаперевозок ЕС предусматривает следующие виды компенсаций в случаях отмены, задержки или переноса рейса, а также отказа в посадке на рейс, если пассажир не нарушал никаких правил. В соответствии с этим, если рейс отменен, а пассажир не был уведомлен об этом хотя бы за 14 дней, ему полагается денежная компенсация.
Размер компенсаций таков:
- 250 евро - все полеты дальностью до 1 500 км,
- 400 евро - все полеты внутри ЕС дальностью более 1 500 км, и полеты вне ЕС дальностью 1 500-3500 км,
- 600 евро - все иные полеты.
Также перевозчик обязан предоставить два бесплатных телефонных звонка, напитки и питание во время ожидания рейса, гостиницу, если время ожидания - ночь и более, трансфер до гостиницы и обратно в аэропорт. Также каждому пассажиру предоставляется уведомление о задержке/отмене рейса с указанием правил компенсации и помощи.
Но у пассажира тоже имеются обязанности: пассажир, покупая билет, соглашается с правилами авиакомпании. Это значит, что пассажир сам несет ответственность за правильность сведений, указанных при покупке билета, за наличие виз и соответствие паспорта требованиям иммиграционной службы страны следования. Пассажир обязан во время прибыть на регистрацию рейса, которая заканчивается за сорок минут до вылета. Также пассажир обязан подойти к выходу на посадку в соответствии со временем, указанном в посадочном талоне. Пассажир обязан соблюдать требования экипажа во время полета, а также правила поведения в аэропорту. Прежде всего, это относится пассажирам чартерных рейсов, возвращающихся с отдыха на курортах Турции и Египта. Авиакомпания вправе отказать в посадке на рейс лицам в алкогольном или наркотическом опьянении, а также всем тем, чье поведение представляет опасность для других пассажиров и экипажа воздушного судна.
|
Добавить в ЖЖ |
Facebook |
Twitter |