На машине в Казахстан: казачьи крепости Урала, самый большой в мире карьер, и Берлин с Парижем

Oct 04, 2009 14:33

Признаюсь, в Казахстане я побывал далеко не в первый раз. И посетив эту республику впервые в 2003-ем году, приехав на поезде в Боровое, я с тех пор бывал в Казахстане не менее пяти раз. Прилетал на самолете в Астану и Алмату, приезжал на поезде из Узбекистана, переходил пешком из Киргизии. И вот задумано поехать в Казахстан на автомашине. "Эксепшионал челендж", как говорят американцы с англичанами. И это не пустые слова - достаточно ввести в поисковике слова "на машине в Казахстан", как вам выдаст скорбный список страданий автолюбителей, ставшими жертвами погранично-ГАИшных страстей. И все же мы на это решились!



Исходные данные

Я прилетел в Екатеринбург ровно на 20 дней. В силу различных обстоятельств был вынужден снять квартиру в родном городе, и за организацию сего благодарю коллегу Дениса (ака Orrc), который не просто нашел мне жилье, но и за символические деньги изыскал прям скажем элитную квартирищу с большим числом комнат, чем у меня пальцев на руке. А у меня пальцев в норме. Это был хороший старт всем планам и задумкам. Имея такую стартовую базу, я приступил к исполнению задуманного. Хотелось многого, но с учетом кризиса и больших российских расстояний пришлось ограничиться рамками 3-4 дневной поездки по Уралу, либо в северный Казахстан. Либо попытаться это совместить. Что и было сделано в конечном итоге.

Чего хотелось? Нескольких вещей:

1. Казачьи форпосты Южного Урала.
2. Крупнейшие в мире Коркинский карьер возле Челябинска.
3. Увидеть воочию забавные уральские(!) городки с названиями Берлин, Париж, Варна и Лейпциг.
4. Погулять по казахстанскому городу Костанай.

Многие ли из нас знали, что в степях оренбуржья и челябинщины сохранились колоритные казачьи форпосты с мощными стенами и сторожевыми башнями? Самой крупной из крепостей была Оренбургская, к сожалению, не дожившая до наших дней. Более сотни крепостей тянулись в свое время (XVII-XVIII) века вдоль восточных и южных рубежей России, защищая от кочевых племен, явно не признавших расширения российских земель на восток и юг. Крепости имели важное стратегическое значения вплоть до 19 века, когда рубежи российского государства расширились далеко за пределы данной линии обороны. Потом был коммунизм, хаос, запустение. И все же как минимум две крепости сохранились в своей исконной красоте - Николаевская и Наследницкая. Обе на юге Челябинской области.



А многие ли слышали, что в 180км к югу от Челябинска расположен мавзолей Кесене, где предположительно захоронен Тамерлан?  Отставим на данном этапе тот факт, что Тамерлан исходя из истории, был захоронен в Самарканде. Ведь наверняка этого не знает никто. Равно как никто достоверно не знает, где захоронен Александр Македонский (есть даже теория, что в Сиве, оазисе на западе Египта), и кто убил Джона Кеннеди. А посему - пусть живет легенда! Ведь это так мило иметь под боком такую занятную достопримечательность, как могила Тамерлана, не так ли?

Коркинские разрезы это зрелище для ценителя. Казалось бы, что может быть увлекательного в том, что люди разрушают Землю громадными ямами до километра глубиной, и бессовестно тянут из недр железную руду, или уголь? Так, или иначе, но зрелище потрясающее. Сверху вы видите спиралью уходящую вниз "резьбу", по которой медленно ползут поезда с углем. А в самом низу копашатся "насекомые" - громадные шагающие экскаваторы, каждый из которых с 5-и этажный дом. Над разрезами стоит смог, от которого порой начинается кашель. Несчастные горняки, проводящие тут всю свою жизнь. Впрочем, жизнь их достаточно коротка, что не может не печалить.







Поезд спускающийся по спирали на дно разреза и тянущий оттуда добытый уголь

Вкратце коркинская история выглядит следующим образом. Приведу выдержку с замечательного сайта Чудеса России:

...Коркинское угольное месторождение открыли весной 1931 года. Уже в августе буровики наткнулись на пласт мощностью 100 метров, а чуть позже - 200 метров. На тот момент пласты угля такой мощности не были известны. Разрез строился несколько лет. Вскрышные работы проводили вручную, с помощью обушков, а позднее стали применять взрывы. Коркинский угольный разрез - самый глубокий угольный разрез в Европе - был введен в эксплуатацию в1934 году. Отвалы горной породы из разреза занимают огромную территорию и вытянулись вдоль трассы М36 более чем на 25 км. В историю вошел знаменитый «коркинский взрыв», готовившийся более полугода и сопровождавшийся эвакуацией города. 16 июля 1936 года в 10 часов по московскому времени был произведен взрыв. Масса поднятого грунта достигла полукилометровой высоты, взрывом было выброшено около миллиона кубических метров земли, а сам взрыв зафиксировали все сейсмические станции. Резкое увеличение объемов добычи угля пришлось на военные годы. За послевоенные годы неоднократно проводилось полное техническое перевооружение его основного производства...

Граница с Казахстаном

Сразу признаюсь - мрачные прогнозы на тему злых казахстанских таможенников и взяточников-ГАИшников не подтвердились. Не исключаю, что нам просто повезло. Границу пересекали поздно вечером в районе Троицка (где, кстати, расположена Троицкая ГРЭС, которую строил мой покойный дед, будучи главным инженером), и КПП называется "Бугристое" с российской стороны и "Кайрак" с казахской. Менее двух часов, что вполне неплохо для этих мест, чай, не Европа. Потом 190км абсолютно пустынной ночной трассы до Костаная. И затем поиски ночлега. Остановились в небольшом отельчике на вьезде в город, особенно не ища альтернатив. Цена в 6000 тенге ($38) нас устроила. Это за большую комнату с двумя огромными кроватями, всеми удобствами и телевизором.

Костанай мне понравился. Приятный городок, где можно погулять часа три, и даже открыть для себя несколько крайне интересных вещей. Например, старинную мечеть -





Или, взять, к примеру вот такого красавца, уплетающего сахарную вату -

Главная площадь не менее колоритна -







Казус во время фотосьемки. Моим попутчикам удается снять нападения на меня...голубя(!). Впрочем, крылатый истребитель в последний момент набрал высоту, а я успел отклониться. Подвиг Гастелло не был повторен -













После Костаная мы выдвинулись на юг, и вскоре проехали небольшой горняцкий городок Рудный. Ничего особенно выдающегося. Просто тихое приятное место. С вкраплениями современных тенденций вроде мечети -











Далее мы пересекаем реку Тобол, и поворачиваем в сторону российской границы. Ниже речка Тобол -



Изучили карту. И сделали вывод, что красная дорога, отмеченная как "асфальтированная второй категории" - это в целом терпимо. Атлас дорог 2009-го года. Итак, ехать там до границы с Россией порядка 60 километров. Смотрите, что означает асфальтированная трасса второго класса -



Неправда ли, пока совсем неплохо?

Но затем, уже через десяток километров дорога становится вот такой -





Затем начало вечереть, и над нами сгустились тучи. Стаи ворон закрыли небо. И начался дождь -



Сейчас бы красиво было бы сказать "в момент, когда мы потеряли надежду...". Но будем откровенны. Надежду мы вовсе не теряли. И знали общее направление. Да и ситуации в жизни бывали более каверзные, чем плутание по казахстанским степям. Посему cкажу так - попылив по непонятным грунтовым дорогам часа три, мы оказались в пограничном казахстанском селе Варваринка -



И сразу же после Варваринки выехали на пограничный пост "Аят", что как раз напротив российского села Николаевка, куда мы и держим путь смотреть крепость -



Казахстанский погранпост "Аят". На дворе уже совсем темно, и кроме того снимать в таких местах нельзя, о чем извещали таблички. Так что сразу прошу прощения за неизбежно слабое качество фотографии.

Границу проходим рекордно быстро - полчаса, и вот мы на российской стороне, КПП "Николаевка" -



Сразу же после границы мы вьезжаем в прилегающую к посту деревню Николаевку. Ура! Вот крепость, к которой мы так стремились -









За пределами стен крепости нас ждал вот такой дядечка хлипкого сложения, но хитрого ума -



А вот тут в милом и колоритном домике мы пополнили запасы питьевой воды -




Далее мы выезжаем в направлении гробницы Тамерлана, и через 80км мы видим ее аккурат по курсу движения, в километре от трассы, прямо в поле -












Последний снимок в этой поездке. Уже совсем темно. И фотографию кое как довел до ума на Фотошопе. Но оцените колорит вывески! Все бывали в Варне? А в Золотых Песках?

Как нас задежали наглые ГИБДДшники и вымогали деньги, и как мы от них отбились путем хитрости

Впрочем, об этом уже статья написана. Читайте!--->

ПОГРАНИЧНЫЕ СТРАСТИ, ПУТЕШЕСТВИЯ, Россия, Казахстан, БЫВШИЙ СССР

Previous post Next post
Up