На поезде из Монголии в Россию, как частичная реализация давней мечты проехать весь Транссиб

Aug 27, 2014 10:53

Путешествия на поездах я люблю, но в разумных пределах. Прокатиться по Транссибу из Москвы в Пекин долгое время было моей большой мечтой, но все время различные обстоятельства тому препятствовали: то не было денег, то времени. А когда появились и деньги и время - пропало желание почти 6 дней ехать на поезде, ведь речь идет о колоссальной потере времени. Кроме того, основная часть пути через Россию не отличается разнообразием, разве что красивый Байкал на отрезке между Улан-Удэ и Иркутском и затем Уральские горы между Екатеринбургом и Пермью. Получается, что львинная часть пути - просто равнина с лесами, либо степи между Омском и Тюменью. Плюс, отсутствие интернета, возможности принять душ, в конце-концов спустя какое-то время даже самые лучшие соседи начинают утомлять. Но я вам так скажу - железнодорожное путешествие чрезвычайно интересно на относительно коротких направлениях, в особенности межгосударственных. На самолете вы никогда не увидите контраст между странами и народами, не ощутите дух и ауру новых мест. Да даже эти самые границы, ведь интересное же видеть новых людей в погонах, наблюдать как все это происходит, а затем ощущать новую страну и сравнивать с предыдущей. Сегодня мы с вами прокатимся на поезде Улан-Батор - Москва, но доедем не до столицы России, а всего лишь до столицы республики Бурятия, что займет порядка 18 часов пути, большей частью через Монголию и всего 220 километров по России  -





Перед дорогой я решил максимально вжиться в образ железнодородного путешественника и поэтому пообедал в скромной улан-баторской вокзальной столовой. Там как в стародавние времена все цены четкие и определенные указами и постановлениями местной железной дороги. Примерно за 5 тысяч тугриков ($3) вы получаете порцию из картофельного пюре, риса, салата, яйца и котлеты. На удивление вкусно, хотя и не исключаю, что проспав завтрак в отеле был банально голоден к вечеру. Скажу иначе - обошлось без последствий для желудка, так что все отлично -



Справа ценник в столовке -



Какой колоритный монгольский дедушка -



Буквально за час до отправления поезда вокзал еще абсолютно пуст, буквально ни одной живой души -



Памятная табличка на стене вокзала -





Народ резко и массово прибывает минут за 30 до отправления -



И сразу начинается адский хаос: часть слезно прощаются, а часть носится туда-сюда перетаскивая товар. Данный поезд используется монгольскими челноками для перевозки в Россию китайских товаров, купленных в приграничном китайском городке Эренхот в противоположном конце страны. Этот Эренхот - настоящий приграничный Лас-Вегас посреди пустыни Гоби (см. Город динозавров), тот самый, откуда сотни старых УАЗиков штурмуют границу. Так что весь тот товар, что монгольские челноки с боем завезли из Китая, они грузят на местный поезд Замун-Ууд - Улан-Батор (см. отдельный отчет об этом интересном поезде), а затем перегружаются на поезд идущий в Москву -



Проводницы очень внимательно сверяют документы с данными билета. Мне сделали замечание, что раз в билете номер паспорта указан без значка "номера" (имею в виду номер серии, скажем, 51 и затем значок "№"), то в следующий раз не посадят. Признаться, с подобным сталкиваюсь впервые в жизни. Номер паспорта совпадает, ФИО совпадают, что же касается значка "№" - так он вообще не несет никакой смысловой нагрузки. Но проводницы вовсе не "злые буки", они сразу сказали, что им не жалко, но на российской границе списки пассажиров и билеты очень внимательно проверяют. Обьяснил тетушке, что пусть не переживает, у меня к российским пограничникам будет свой разговор, решим!





Вагоны обычные ГДРовские, в которых я ездил с бабушкой во Львов, еще будучи ребенком. Но вагоны аккуратные, чистые и даже не скажешь, что технике более 30 лет -



Последние минуты перед отправлением поезда -



Мое купе и место слева внизу -



Едва поезд трогается, как начинается увлекательное действо: челноки вытаскивают свой товар в проход, сортируют его и затем начинают... никогда не угадаете! Они в каждое купе заносят по небольшому пакету и абсолютно не интересуясь согласием других пассажиров заявляют: "-Я у вас это оставлю для таможни..." и забрасывают либо под кровать, либо на полку.  Идея проста. Провозить пять пар носок можно, а пятьсот пар - уже товар, подлежащий декларированию и уплате пошлины. Они таким образом распределяют на всех пассажиров поезда свой товар и предполагается, что если таможня спросит, ваш ли пакет - ты вы скажете "да". Но лично я в эти игры не играю, о чем сразу и сообщил тетушкам. Зато мои соседи соглсились взять если что товар на себя. На вопрос, а вдруг там паркотики, те ответили, что брось ерунду говорить, тут все свои. Их дело!



Товар оставляют даже в тамбуре. Но вы не думайте, что все это делается хаотично, нет. Тетушки бегают с блокнотиком и четко записывают, в каком купе что оставили. После границы с вас спросят по списку, поэтому не думайте утащить в подарок маме свитер, или дамскую сумочку, которые вам подкинула кукушка -



"Кукушки" распределили свой товар по всему поезду, оставив его в самых разных местах, начиная от коридора и десятков купе и заканчивая вентиляционными отсеками на потолке -



А здесь спрятан вовсе не товар, а просто согревают манты -



Слушайте, а вы когда-нибудь видели, чтобы в этой штуковине слева была вода, ну, где написано "вода для питья"? Вот ни разу в жизни не было там воды, сколько себя помню, будь то лет 25 назад, или сейчас -



Едем -















От Улан-Батора до границы штук пять станций -



Забавно, что вроде бы крохотный поселок, дыра можно сказать, а такой маленький и милый вокзал с теннисным столом -



Типичный монгольский городишко возле железной дороги -





А мы едем дальше -







Дархан - третий по величине город Монголии и второй после столицы индустриальный центр, основанный в 1961 году как образцово-показательный советский город, выстроенный в стиле соцреализма -





Стоянка в Дархане минут 20, можно немного прогуляться -



Мои соседи по купе - монгольские железнодорожные инженеры, едущие на стажировку в Москву по приглашению РЖД. Прикольные ребята, но уж очень большие любители "бахнуть" больше алкоголя, чем следует. А девушка Нара - она чудесная, поразительно толковая, умница и прекрасно знающая русский язык. В какой-то мере ей сочувствую, ибо 4 с лишним дня ехать ей с коллегами, которые уж очень любят выпить -



Ближе к десяти вечера начинаются границы. Монгольская - на станции Сухэ-Батор, там стоим 75 минут. Перед границей проводница всех предупреждает - успевайте сходить в туалет, поскольку далее в течении почти 4 (четырёх!) часов туалеты будут закрыты. Так оно и есть: на монгольской стороне стоянка 75 минут, на российской 110 минут и между ними еще минут 20 езды. Сказать вам по-чести, эти закрывания туалетов очень мне не нравятся, но в особенности это несправедливо в отношении пожилых людей и детишек. Взрослые еще потерпят.  В этом плане намного гуманее поезда идущие из Питера в Хельсинки ( Аллегро, см. мой отчет о нём) с биотуалетами, либо поезда в Литву и Калининград. Но постарайтесь воспринимать эти тяготы как часть приключения и все будет отлично!

С другой стороны, многие монголы легко находят выход из положения. Если ребенок захотел по нужде, его несут в переход между вагонами, откуда раздается голос мамки "Пссс-псссс...". Но что делать в случае острой нужды взрослому, а в особенностии если нужда большая - вопрос в большей степени философский. Могу подсказать несколько решений :-)))

Ну ладно, монгольскую границу проходим легко, но соседи по купе говорят, что не расслабляйся, в Наушках (это российская пограничная станция) все будет намного строже. Так оно и есть. Едва переехали на российскую сторону, как проводница закрыла везде жалюзи, мол, таковы требования российских властей. Вы с подобным когда-нибудь сталкивались?

Потом стандартная процедура: таможня, пограничники, опять таможня. Проверяют каждое купе, просят открыть каждую сумку и пакет. Я вез небольшой гостинец в виде запакованного в пакет монгольского флага для Вадима mimohodec, так меня заставили его распечатать и показать что внутри. Да без вопросов! Таможенник удивился, зачем мне везти в Россию монгольский флаг, на что я ответил, что продам его за тысячу долларов. Тот удивился, что, серьезно? Да, конечно, в наше время монгольские флаги стали популярнее, чем передача "Дом-2". Тут он сообразил, что я прикалываюсь и нахмурился.

Кстати, удивительным образом таможня не обратила никакого внимание на коридор, заваленный пакетами с товаром, равно как и сделала вид, что не видит подобные пакеты в каждом купе. И гора товара в тамбуре тоже их не привлекла. Зато очень серьезно изучали содержимое явно личных вещей и у меня и у соседей по купе. Как вы думаете, таможня проплачена, чтобы не трогали коммерсантов? Вы бы видели кислое выражение лица у таможенника, когда он наблюдал за извлекаемыми из моего походного рюкзака вещами: фотоаппарат, зарядник, расческа, путеводитель по Китаю, мешок с нестиранными футболками и прочие явно бесперспективные с его точки зрения вещи.

Потом пришли пограничники и состоялся показательный диалог, который я выделил в отдельную статью. Иногда приходится рассказывать пограничникам, в чем состоит их функция и должностные рамки. Не знаю, мотают ли они на ус сей краткий курс введения в законодательство РФ?

С другой стороны, фотографируя вокзал, я предполагал, что будут проблемы из серии "стратегический обьект", но никто слова не сказал, хотя целая граппа сотрудников милиции за мной наблюдала со стороны. Вероятно, что коллега periskop в ходе многократных поездок на поездах в сторону Китая "вышколил" служивых на предмет того, что фотографировать вокзалы можно -



Потом было несколько часов условного сна (мой сосед храпел с такой силой, что заснуть было сложно) и ближе к 7 утра прибываем в Улан-Удэ. Кстати, путь от границы до столицы Бурятии чрезвычайно живописен, особенно район Гусинного озера, там такие шикарные сопки и ущелья! Красива Россия, жаль, что абсолютно ее красоты не популяризируются. Меня вот в очередной раз пригласили в пресс-тур в Италию, а до этого был в Бельгии, Великобритании, где-то еще. А по России не приглашали ни разу, показательно, не правда ли? Но, это вопросы скорее риторические. Итак, Улан-Удэ -



Довольно интересный город, где я провел полтора дня, прежде чем вылетел в Екатеринбург. Расскажу про бурятскую столицу в следующей статье, договорились?

АЗИЯ, ПУТЕШЕСТВИЯ, Россия, Российские заморочки, Монголия, ПАРОВОЗЫ

Previous post Next post
Up