Мальта - прекрасная крохотная страна из трех островов, представляющая собой удивительный музей под открытым небом. Причем вся, без исключений. Про классические достопримечательности островов-крепостей рассказывал ранее, в
отчете про Мальту. Рассказал, и подумал - ведь отдельного отчета безусловно достоин общественный транспорт, которым нам неизбежно придется воспользоваться. Мальтийские автобусы это безусловный шедевр, классика, и мало где в мире можно встретить такое милое собрание раритетов, столь бережно сохраняемых для потомков.
Автопарк Мальты состоит из британских автобусов марок Bedford, Albion, Leyland, импортировавшихся в 60-ые годы. Часть из этих автобусов ввозилась новенькими, а часть закупалась уже будучи в солидном возрасте. Как в самой Британии до недавних пор бережно сохранялись двухэтажные автобусы, так и на Мальте по сей день живут их одноэтажные желтые племянники. И вам практически обеспечена прогулка на ветеране общественного транспорта, вроде желтых Leyland-Tiger, 1949(!) года выпуска резво курсирующих по острову, и время над ними не властно.
Езда на мальтийских автобусах полна эмоций, весьма увлекательная и является экскурсией сама по себе. Рекомендую однозначно.
Теперь, не занудства ради, а справедливости для (с), расскажу об оборотной стороне медали связанной с путешествиями по Мальте на местном общественном транспорте. Дело в том, что в силу старого и изношенного автобусного парка, плюс узких дорог и наличия пробок, средняя скорость поездок на автобусе не превышает 20 км/ч. Я совершенно серьезно. Движение медленное, машин много, моторы время от времени глохнут, рельеф местности холмистый, застройка плотная, остановки по требованию. Таким образом, любая поездка на автобусе, даже внутри одного и того же города, нередко соответствует прогулке быстрым шагом.
Второй момент - отсутствие четких расписаний, которые имеются только у диспетчеров на конечных станциях. Да и это особенно роли не играет, поскольку из примерно моих 15-и поездок на автобусах, добрая половина совершенно не придерживалась расписаний. Третий момент - попадание из одного населенного пункта в другой. Дело в том, что исходной точкой является хаотическая автобусная станция в Валетте. Отсюда исходят все автобусные маршруты по всем частям острова. Несколько прямых маршрутов отправляется сразу из Слиемы, один-два из Мдины. И все!
Довольно новый экземпляр, "всего лишь" 1975 года выпуска. Знал бы этот автобус, что возить ему людей еще полвека!
Таким образом, в 9 случаях из 10, следуя из одной части острова в другую (например, путешествуя из Мдины к Голубому гроту, расстояние всего 10км, но прямого транспорта нет), вы вынуждены проехать 12км до Валетты, затем еще 10 километров из Валетты до гротов. Добавьте к этому хаотичность движения транспорта, и вы увидите, что у вас на эту поездку уйдет минимум 3 часа. И столько же обратно.
Другие мои отчеты о Мальте
Остров каменных джунглей и желтых автобусов Интересные ссылки про мальтийские автобусы:
AEC bus site (англ) много фото и технической информацииОфициальный сайт автобусного парка ВалеттыПо Мальте на автобусе - туристические маршруты на общественном транспортеМальтийские автобусы на Википедии