Незаметно пролетела неделя в Ереване и вот я уже двигаюсь дальше по маршруту, возвращаясь вначале в Тбилиси, а затем в Египет через Стамбул. Лениво глядя в окно поезда на сменяющие друг-друга пустынные холмы центральной Армении, я вдруг обратил внимание, что поезд двигается вдоль государственной границы Армении и Турции, причем пограничный забор петляет на расстоянии от нескольких сот метров до километра от железной дороги. Две страны разделяет русло реки Ахурян, притока Аракса и на том берегу прекрасно видны турецкие деревушки с минаретами многочисленных мечетей. Заборы с колючей проволокой и сторожевые вышки создают свой колорит в той пустынной местности, а поезд скрипя и покачиваясь карабкается вверх, поднимаясь из Араратской долины на север, в сторону Грузии -
Прощаюсь с гостеприимным Ереваном -
Ежедневно в 15.30 с ереванского вокзала отправляется поезд Ереван - Тбилиси - Батуми (с 1 октября поезд следует лишь до Тбилиси), прибывающий в грузинскую столицу через восемь часов -
Площадь перед вокзалом изобилует автомобильными раритетами -
Внутри вокзала есть маленький музей армянской железной дороги. Музей достаточно приятный, там можно провести минут пятнадцать в ожидании вашего поезда, но там больше фотографии и документов. Техники как таковой нет. А вот на запасных путях стоит паровоз -
Если в Ереван я приехал в купе, то назад еду в плацкарте. Разведка донесла, что курортный сезон завершается и последние дни перед прекращением сообщения Ереван - Батуми, вагоны будут почти пустые. В таком случае, какой резон переплачивать вдвое за купе, или втрое за плацкарт? Если и так практически один будешь в вагоне -
Вот и прекрасно! Билет из Еревана в Тбилиси стоит 8 500 армянских драм, что соответствует 15 долларам -
Покидаем Ереван и начинаются пустынные холмы -
По мере движения в сторону Грузии, холмы постепенно превращаются в горы, а растительности на них все больше -
Меж тем, если верить навигатору, то слева от поезда должна быть турецкая граница -
Так и есть, вот она, граница, забор внизу -
Прикольный кадр: грузовик с логотипом израильской пароходной компании "ZIM", пограничный забор между Арменией и Туцией и собственно турецкая деревушка на противоположном берегу реки Ахурян -
На протяжении полусотни километров вы можете наблюдать Турцию вплотную -
Интересно, что граница петляет сквозь деревушку, в которой, думаю, никто не жил даже во времена СССР, хотя она формально и на армянской стороне -
Другая деревушка, тоже впритык к границе, но тут жизнь кое-как теплится -
Турецкая деревня сразу за забором -
Приближаемся ко второму по величине городу страны, Гюмри, бывший Ленинакан. Он очень сильно пострадал во время разрушительного землетрясения 1988 года и был большей частью выстроен заново -
Обычные пост-советские пейзажи тотальной разрухи и безнадеги -
Кладбище прямо возле путей -
Станция Гюмри. Между прочим, город сам по себе достаточно интересен, в нем сохранилась старая царская застройка конца 19 века и если вы держите путь в Армению - не пропустите Гюмри, место достойное. Вот прошлогодний
пост про Гюмри, за который меня в свое время здорово раскритиковали армянские читатели.
Старый паровоз на вокзале Гюмри -
Ух ты, оказывается здесь есть еще и музей железной дороги! Не знал. Если будуте в этих краях, то расскажите, что за музей -
Заметили, что локомотив принадлежит РЖД, хотя депо - Гюмри? Дело в том, что РЖД фактически купили армянские железные дороги, переименовав в Южно-Кавказскую железную дорогу -
Старое паровозное депо Гюмри, построенное еще в 1899 году, когда протягивали ветку Тбилиси - Гюмри - Карс. Сейчас, увы, все заброшенно и постепенно ветшает и разрушается -
А горы все выше и выше, да и вечереет -
В Тбилиси поезд прибывает ровно в полночь и здесь, в грузинской столице, меня ждала поездка в очень необычное место, о чем расскажу завтра. Так что не отключайтесь!