ага, не шедевры :) мне сразу полегчало :) по его теории - традиция - это тысячи картин голландцев, например, не имеющих вообще никакой художественной ценности, просто отображающих собственность "зрителя/владельца", а гениальные и талантливые художники как раз всегда выбивались из традиции, но таким образом двигали её вперёд
это смотря что мы понимаем под традицией. если слепое копирование формы, то автор, скорее всего, прав. но такое понимание свойственно как раз для культур утративших или утрачивающих традицию.
поясню цитатой Ольги Седаковой: «Почему в связи с традицией мне приходит мысль о свободе? Разве это не антонимы-свобода и традиция? В. фон Гумбольдт в своей философии языка (а язык и традиция-близкие вещи) отождествил язык с энергией, то есть творящей силой, а не «готовой», объективированной природой. Энергийна в этом смысле и традиция: её жизнь в этом, а не в готовых наличных формах, которые прежде всего видит и перенимает внешний по отношению к этой традиции человек. Ведь сами формы в гораздо большей степени рождаются на ходу, импровизируются, чем это можно вообразить себе со стороны. Импровизируются они и там, где внешний наблюдатель видит только точный повтор».
то есть существуя в подлинной традиции не нужно никуда выбиваться. скажем, псковские храмы XV-XVI-го веков довольно похожи между собой, что не мешает им каждому в отдельности быть
Олег, там речь именно о масляной живописи, не могу поспорить о псковских храмах, близко не знакома - и в большинстве своём традиция масляной живописи не менялась с её изобретения - ну, разве что сюжеты в зависимости от господствующего стиля - классицизм там или маньеризм. А сама традиция реалистичного изображения объектов как предметов обладания - нет. Он говорит о том, что традиция - это тысячи коммерческих полотен, сделанных не ради искусства, а ради денег. И в них нет ну вообще никакой шедевральности, просто техника. А вот когда художник рисовал ради красоты, он как раз и выбивался из этой коммерческой традиции, и несмотря на то, что сейчас мы их знаем и картинами любуемся, при жизни большинство из них бедствовало. В общем, Бергер лучше меня объясняет, найди книжку, она есть в электронном виде :)
Comments 4
из анонса на ozon-е выходит, что это какая-то теория классовой борьбы в искусстве ))
Reply
по его теории - традиция - это тысячи картин голландцев, например, не имеющих вообще никакой художественной ценности, просто отображающих собственность "зрителя/владельца", а гениальные и талантливые художники как раз всегда выбивались из традиции, но таким образом двигали её вперёд
Reply
поясню цитатой Ольги Седаковой:
«Почему в связи с традицией мне приходит мысль о свободе? Разве это не антонимы-свобода и традиция? В. фон Гумбольдт в своей философии языка (а язык и традиция-близкие вещи) отождествил язык с энергией, то есть творящей силой, а не «готовой», объективированной природой. Энергийна в этом смысле и традиция: её жизнь в этом, а не в готовых наличных формах, которые прежде всего видит и перенимает внешний по отношению к этой традиции человек. Ведь сами формы в гораздо большей степени рождаются на ходу, импровизируются, чем это можно вообразить себе со стороны. Импровизируются они и там, где внешний наблюдатель видит только точный повтор».
то есть существуя в подлинной традиции не нужно никуда выбиваться. скажем, псковские храмы XV-XVI-го веков довольно похожи между собой, что не мешает им каждому в отдельности быть
Reply
В общем, Бергер лучше меня объясняет, найди книжку, она есть в электронном виде :)
Reply
Leave a comment