Сколько себя помню, всегда так было. Жить среди людей для меня равнозначно этому: быть жертвой. Меня
травили в школе и про это был пост у меня. недавно я фотографировала еще одну одноклассницу , и мы с ней всмопинали, как это было ужасно: и для того, кто смотрит и для того, кого травят. Этот процесс сам по себе мерзок, а самое страшное - когда люди привыкают к грязи и дряни, и уже находясь в этом вовсе упускают ценность человекческой жизни. Даже человеческой жизни.
Люди всегда делали любые гадости, когда на них никто не смотрит, или наоборот - когда смотрят и не мешают, ведт это самая настоящая моральная поддержка обижающих. Мне всегда казалось правильным, выступать на защиту обижаемого. И путь много против, и пусть весь мир против меня, если я чувствую справедливость, я не могу смотреть. и Это тоже проблема, только совсем другая.
Люди участвуют в травле, когда агрессоров становится много и они безнаказаны: потом ведь жестко раскаиваются, но в момент "все побежали и я побежал" они не думают о последствиях. И ведь не всегда признаются, что
стыдно, а признаться же хорошо, потому что это дает опыт. Оригинал взят у
f3 в
Как не стать участником травли - мануалСуществует множество статей и инструкций, касающихся важного вопроса - как не стать жертвой травли. Пишутся списки того, что нужно делать и чего не нужно делать; проводятся исследования "стимулов", на которые реагирует толпа, пишутся "рекомендации по избежанию..." и проч. и проч. Всё это прекрасно, и в таких материалах бывает много полезного. Только одно там лишнее. Фокус ответственности во всех подобных текстах - на жертве (чем не угодила, что не сделала, как ошиблась) и советы даются только жертве, остальных участников схемы - как будто бы вообще не существует.
Между тем, жертва травли никогда сама не принимает решение о её начале. Даже если в её поведении есть виктимные элементы, даже если есть провокации. Травлю всегда начинает - и поддерживает - кто-то снаружи, в толпе. И я думаю, что нужно написать мануал для "толпы" - для всех ролей, на которые раскладывается группа при возникновении травли. Пусть он станет "рекомендацией по избежанию" - для тех, кто готов поместить фокус ответственности за свои поступки в правильную точку. На себя. Возможно - для тех, кто уже имел опыт участия в травле или наблюдения за травлей. А также, для тех, кто чувствует в себе "что-то не то", и хочет это поменять. Для тех, наконец, кто достаточно смел и устойчив, чтобы признать в себе это "не то", и хочет посмотреть в бездну, которая там, внутри. Вряд ли таких людей будет много, но мануал всё равно должен быть. Потому что так - правильно.
Погружаемся?
1. Небольшой, но важный ликбез
Слово "травля" в русском языке изначально было термином, относящимся к классической охоте, и обозначало это слово преследование зверя сворой собак. В дикой природе есть взаимодействия, которые тоже можно назвать травлей - это всегда акт или серия актов группы против одного. Да и в целом в этом явлении много "животного", поэтому его исследование проводится, в числе прочих специалистов, этологами.
Изучение травли как явления в человеческих коллективах (хейзинга, моббинга, буллинга) началось довольно поздно, в 70-х гг., хотя само явление существовало, думаю, столетия. Поэтому накопленная база знаний не сказать, чтобы очень большая, и всё ещё происходят революционные открытия, ставящие ранее известные схемы с ног на голову.
Определение травли в его современном понимании включает следующие обязательные признаки:
- повторяемость;
- умысел;
- превышение количеством;
- агрессию.
Считается, что суть травли - в перераспределении власти, и целью её является вызывание у жертвы страха.
Почитать и посмотреть по теме травли, художественное:
- «Чучело», рассказ В.К. Железникова и фильм
- «Бесконечная книга», Михаэль Энде
- «Лужок Черного лебедя», Дэвид Митчелл, книга.
- «Белый шарик Матроса Вильсона» и «Я больше не буду, или Пистолет капитана Сундуккера», Крапивин В.П
- «Травля» (The hunted) - фильм, 1995 г.
- «Класс», эстонский фильм
- «Один против всех» - фильм, 2012 г.
- «31 августа» - И. Лукьянова, книга
- «Моральные домогательства» - М. Иригуайан, книга
- «Исключение» (The exception) - К. Юргенсен, книга
- «19 минут» - Д. Пиколт, книга
- «Заморыш», В. Вартан, книга
- «Кэрри» - С. Кинг, роман
- «Мыши» - Г. Рис, книга
- «Ученик» - А. Серёжкин, книга
- «Прежде чем я упаду» - Л. Оливер, книга
- «Верочка» - А. Богословский, книга
- «Анна Д'арк» Мортен Санден
- «Шоколадная война» Роберт Кормье
- «Ямы» Луис Сашар
- «Скоро тридцать», Майкл Гейл (фрагмент книги)
Дополняйте!
2. Роли
При травле коллектив "разбивается" на пять подгрупп, по ролям, которые люди принимают на себя. Число принявших на себя какую-то конкретную роль может быть неодинаковым. Для травли в её классическом понимании число групп 1+2+3 должно быть больше, чем 4+5.
- Инициаторы
- Помощники
- Наблюдатели
- Защитники
- Жертвы
Если травля происходит не в стихийном коллективе, а в группе, которая имеет формальных лидеров (школа, институт, рабочие коллективы, форумы с модерацией и т.д.) - то эти лидеры, отрицающие проблему, считаются принадлежащими к группе 3 и "весят" в ней очень много, так много, что одним своим нахождением там - могут сильно изменить "распределение сил" (это работает и наоборот, в случае активного поведения лидеров в ролях 2 или 4).
Итак, к "активным" участникам травли, без сомнения, относятся представители групп 1 и 2. К "пассивным" участникам травли - представители группы 3. Почему наблюдатели тоже считаются участниками? См. ниже.
3. Мануалы для каждой из ролей, с объяснениями и факторами риска попадания в эту роль
А. Инициаторы
Многие исследования выявили любопытный факт: частенько инициаторы, в общем-то, сами ничего и не делают. Они умело "заваривают кашу" и "подливают масла в огонь", а все действия и вся фактическая ответственность за них - у помощников (почему-то оказались подходящими кулинарные метафоры, и они жутковато звучат в контексте обсуждаемого явления). То есть, инициаторы, затеяв травлю - часто остаются в стороне от собственно её эпизодов, остаются "чистыми" (хотя и не всегда, и не все). Думаю, в связи с этим уместно будет разделить инициаторов на активно-агрессивных и пассивно-агрессивных.
Типичные психологические черты:
- высокая агрессивность (и своя, и большая терпимость к агрессивному поведению вообще)
- большая потребность во власти и подчинении других
- импульсивность, т.е. мгновенное действие в случае каких-то чувств или желаний, без обдумывания, осознавания и контроля
- отсутствие сочувствия, жалости и эмпатии к людям, или сложности с этим
- ценность "правды", "справедливости" или "возмездия" как высшей цели, оправдывающей средства.
Раньше считалось, что инициаторы имеют пониженную самооценку и таким образом маскируют её. Однако, исследования последних лет это опровергли. Типичный инициатор имеет скорее высокую самооценку и вполне уверен в себе. Да и с импульсивностью всё не так просто: в значительной части исследований обнаружилось, что инициаторы травли действуют спокойно и осознанно, то есть, имеет место скорее жестокость и садизм, чем слабость самоконтроля.
Вы в группе риска попадания в эту роль, если:
- у вас уже был опыт участия в травле в этой роли
- у вас есть детские травмы и/или опыт переживания насилия
- у вас бывают приступы сильной, "звериной" агрессии, с которой вам сложно или невозможно справиться
- вам очень важно занимать лидирующую позицию в группе
- вам доставляют удовольствие чужие страдания (т.е. есть садистический радикал)
- у вас вызывают сильную злость люди, выделяющиеся из толпы и отличающиеся от вас
- вы согласны с тем, что существуют действия, за которые травля является адекватным наказанием или реакцией.
Б. Помощники
Сюда относятся не только те, кто по свистку инициаторов бросается делать собственноручно всю "грязную работу"; но ещё и те, кто активно поддерживает инициаторов в целом - часто они не участвуют в травле, но и не критикуют её, будто её не существует - зато регулярно и добросовестно выражают одобрение и дают мощную поддержку инициаторам в каких-то других вопросах. Так что, тут тоже будет разделение на две группы: активные помощники и пассивные помощники.
Типичные психологические черты:
- страх перед группой (да-да, огромный процент добросовестных активных помощников занимается отведением агрессии от себя, и они все уверены, что чем лучше будут мучить других, тем безопаснее для них)
- потребность в самоутверждении, при этом недостаток энергии для собственной инициативы в этом направлении
- зависимость от мнения других (в частности, более сильных - инициаторов), недостаточная индивидуализация ценностей и поведения
- склонность к снятию с себя ответственности ("она спровоцировала", "меня разозлили")
- дефицит ментализации, то есть способности устанавливать сложные связи между чувствами, мыслями, поступками и их последствиями
- низкая способность к эмпатии, сочувствию, жалости (как вариант - садистический радикал, как и у инициаторов)
Вы в группе риска попадания в эту роль, если:
- у вас уже был опыт участия в травле в этой роли (или в роли жертвы! Это важно)
- у вас есть детские травмы и/или опыт переживания насилия
- вам важно быть признаваемым(ой), популярным(ой) в группе
- вы легко "заражаетесь" чужими эмоциями и состояниями
- вам комфортно в роли управляемого(ой) и вы любите подчиняться правилам
- вам нравится культ "агрессивной маскулинности" (для мужчин) или идея "клубка целующихся змей", "змеиного гнезда" (для женщин)
В. Наблюдатели
Как я уже упоминала выше, наблюдение за травлей - это, к сожалению, вовсе не равнодушие и не выражение позиции "я такое не поддерживаю". Травля относится к группе явлений, при которых нейтральная позиция попросту невозможна, и если она кажется таковой, если кажется, что это работает против травли - это иллюзия, способ психологической защиты. При этом, для ролей 1 и 2 молчаливое наблюдение, фактически, является разрешительным: "мне достаточно комфортно от происходящего, чтобы я оставался безучастным". Кроме того, наблюдатели никогда не бывают по-настоящему равнодушны внутри: наблюдая унижение и страдание члена группы, они испытывают гамму сильных чувств. По этим чувствам я бы тоже разделила наблюдателей на две группы: потенциальные помощники, и потенциальные защитники.
Типичные психологические черты:
- страх предъявляться группе (иногда - страх предъявляться в контакте вообще)
- обесценивание, как ведущая психологическая защита (снижают "вес" и хорошего, и плохого)
- высокая терпимость к собственному дискомфорту
- типичная реакция на стресс в форме "замри" (а не "бей" или "беги")
Вы в группе риска попадания в эту роль, если
- у вас уже был опыт участия в травле в этой роли (или в роли жертвы! Это важно)-
- у вас есть детские травмы и/или опыт переживания насилия
- вы убеждены, что защита жертвы травли всегда приводит к обращению травли на защитника
- вы нашли у себя что-то из перечня психологических черт Инициатора или Помощника, но вам тяжело это признать
- вы "тихоня" и стараетесь особо не высовываться - в идеале, никогда
Вот, собственно, это и есть мануал. Осталась совсем небольшая часть - а что, собственно делать тем, кто у себя что-то из перечисленного нашёл, признал, и хочет этим заняться? А вот что.
В мире не так уж много работающих программ профилактики и снижения вреда от травли. Одна из них реализована в Норвегии на уровне государства, у неё очень хорошие результаты (гуглить "программа Ольвеуса"). Её фокус - уменьшение "наград", получаемых активными участниками травли. Это одно из главных, действительно эффективных направлений профилактики. Поэтому, 1) ищите выгоды, которые вы получаете, находясь в ролях 1, 2, 3. И ищите способы получать их по-другому, или отказаться от них.
Часто помощники или наблюдатели сами в прошлом были жертвами травли или насилия. (Инициаторы - крайне редко) С этим связано их поведение, они напряжённо пытаются пережить непроработанный травматический опыт иначе, не так, как тогда. Закрытие гештальта подобного плана крайне желательно делать у специалиста, так как простой повтор сценариев с другими ролями - малоэффективен. Поэтому, 2) идите на контакт со своими травмами и непережитым опытом, в кабинете у психотерапевта. Это поможет вам и в целом, причем, гораздо больше, чем потенциальным жертвам вашей возможной травли.
Наше поведение может быть следствием неосознаваемых или отрицаемых личностных черт. Например, признать у себя садистический радикал удаётся очень и очень немногим. Это не значит, что он мало у кого есть - наоборот, иногда возникает ощущение, что буквально у каждого второго, но согласиться с его наличием настолько страшно, стыдно, и так сильно нарушает "образ Я"... К сожалению, от подавления и отрицания ничего не исчезает, наоборот, может приобретать сильно неприятные формы. Поэтому 3) не старайтесь "убирать" некрасивые части из себя путём отрицания и подавления, а инвестируйте в то, чтобы быть с ними в диалоге, в контакте, в мире. Чтобы вывести их из "серой зоны" и уметь с ними обращаться. Наилучший способ для этого - психотерапия, но помогает и просто самоисследование и честность с собой.
Наши действия никогда не самопроизвольны, обычно это связка "импульс - чувство - действие", или "чувство - мысль - действие". Многие люди привычно проскакивают эти звенья сразу до последнего, и действуют прежде, чем успели подумать или почувствовать. Магия тут в том, что иногда остановка на предыдущем звене цепи делает само действие и вовсе ненужным! Потому что оно, например, направлено на избегание встречи с чувством, а если встреча состоялась, то и избегать больше не требуется. Поэтому 4) замедляйтесь между импульсом и действием, между чувством и действием, между мыслью и действием. Пробуйте там остановиться и побыть, пробуйте понять, зачем вам это действие, какой процесс в вашей психической реальности оно обслуживает. И пусть результаты вас удивят!
* * *
А вместо заключения я напишу, зачем появился этот текст. Вопрос не праздный - ведь обычно агрессоры не только не хотят ничего менять, но и вообще отказываются осознавать и признавать происходящее, даже в мелочах. Поэтому такой текст может вызвать разве что злость, но никак не результат. Так почему? Я отвечу.
Я верю в людей. В терапию, как ни странно, приходят не только жертвы (хотя, жертвы чаще). Но всё же приходят и агрессоры тоже, и бывшие инициаторы буллинга, и люди с опытом участия в травле. Даже бывшие преступники, в общем-то, приходят. Приходят они не просто так. Они хотят что-то поменять, и они готовы для этого что-то делать - удивительно, но они могут это делать, и делают. Они меняются сами, и меняют среду вокруг себя на более здоровую. Другой человек становится для них ценным, они начинают чувствовать стыд и признавать ущерб, и могут делать экологичные, безопасные выборы в дальнейшем. Это не массовое явление, но оно существует. Я верю в то, что его масштабы будут расти с ростом осознанности у людей. А также верю в то, что если человек действительно захотел измениться - те пятна, которые он на себя успел поставить в прошлом, уже не сделают его полностью чёрным.
Да, травлю никогда не получится полностью преодолеть - это невозможно. Речь лишь о повышении осознанности в нас самих, о понимании и признании чего-то в себе. Как известно, гораздо более опасно неосознаваемое, потому что оно становится таким хвостом, который виляет собакой.
Можно сказать, я этим текстом предлагаю всем читателям обернуться, и посмотреть на свой хвост.
Может быть, он обычный, а может быть, такой, что его обладатели имеют повышенный риск попасть в свору.
Мне хочется, чтобы люди, зная особенности своего хвоста, могли принять решение - быть в своре или нет.
Если хотя бы на одно решение "нет" станет в мире больше - этот текст написан не зря.