Продолжаю предыдущий пост и цитирую статью Демидова и Есакова "Дело Лузина в коллективной памяти научного сообщнства".
======================================
Как справиться с Лузиным? ... Есть только один «свой» академик-математик, недавний директор Института математики и механики МГУ «красный профессор» партиец О. Ю. Шмидт. В стекловском Институте имеется пятая колонна - его учёный секретарь поднаторевший в боях на «Ленинградском математическом фронте» Б. И.Сегал, один из активнейших в Академии комсомольцев восходящая звезда советской математики член-корреспондент Академии С. Л. Соболев, наконец, уже состоящие в штате «Стекловки» москвичи (даром что ученики H. H. Лузина) - член-корреспондент АН СССР Л. Г. Шнирельман, А. О. Гельфонд и Л. А. Люстерник....
И если позицию молодого С. Л. Соболева, активного комсомольца, общественника, ещё как-то можно, если не оправдать, то объяснить известной наивностью и юношеской горячностью....
Ещё двое - О. Ю. Шмидт и С. Л. Соболев - должны были выступить нападающими «по положению» - первый как «красный профессор» и партиец, второй как один из активнейших комсомольцев тогдашней Академии....
Отметим также, что тема раболепия и низкопоклонства перед Западом, составлявшая суть социального заказа, утонула в различных обвинениях, представлявшихся, конечно, очень важными «молодым советским математикам» и идеологическим соратникам Э. Кольмана....
Здесь царствовала «молодёжь». П. С. Александров
владычествовал в Московском математическом обществе - основной в Москве (а, следовательно, в СССР) математической организации. Он находил понимание у одного из влиятельнейших в сфере науки того времени лиц - у заведующего Отделом науки МК партии тов. Э. Кольмана....
Движущей силой интриги выступил главный редактор «Правды» Л. З. Мехлис. Ему
была подброшена идея - использовать собранные (Кольманом и его «молодыми» друзьями) антилузинские материалы для развёртывания кампании по борьбе за воспитание советского патриотизма у отечественных учёных....
====================
Прерву цитирование
Надо иметь в виду, молодежь, "молодые друзья Кольмана" (те, кто назван в цитатах, и те, кто не назван)- это цвет советской, а частью и мировой математики. Восхищает, как отважно авторы обличают порок, как бы высоко он не гнездился. Впрочем, как показывает мой предыдущий пост, в иных отношениях авторы, напротив, исключительно щепетильны.
Продолжаю цитировать.
============================
Лидеры математического сообщества в полной мере осознали опасность, проистекающую от идеологов типа Э. Кольмана, и постарались сделать так, чтобы в дальнейшем подобные люди были отставлены от математического сообщества как можно далее. Как только положение Кольмана на партийном Олимпе пошатнулось - он потерял свой пост в МК партии - математики (А. О. Гельфонд и Л. Г. Шнирельман) поторопились нанести удар по его математической репутации, опубликовав в «Успехах математических наук» разгромную рецензию на вышедшую ещё в 1936 г. (!) его книгу «Предмет и метод современной математики». А так как существовать без штатных идеологов в советское время не полагалось никакой науке, они постарались максимально ограничить их круг в математическом сообществе небольшим числом лиц, которым они доверяли. Наиболее влиятельным идеологом в московском математическом сообществе, особо поддерживаемым университетскими математиками, стала С. А. Яновская, известный логик, философ и историк математики, много сделавшая для развития в СССР исследований по математической логике.
===============
Выходит, что дело Лузина закончилось волею судеб счастливым событием, молодые советские математики сменили негодяя Кольмана на нового мудрого пастыря. Вот такая у нашего научного сообщества коллективная память и такие носители коллективной памяти (во всяком случае открытых возражений со стороны "научного сообщества" на цитируемую статью не последовало).
Так или иначе, мы видим, что и А.П.Юшкевич, и С.С.Демидов в своих статьях по делу Лузина, преследовали благородную цель - сохранение и укрепление светлой памяти "основательницы советской школы истории математики",
С.А.Яновской.