Согласен с выводами и главное сроками... к сожалению... Только в моем сценарии фигурирует ещё и "смерть" Газпрома к 2018 году. А про полит систему даже загадывать боюсь что там будет :)
Газпром - устойчивая контора, смогла выжить в мутные в 90-е. У них долгосрочные контракты, богатые месторождения. Хотя с другой стороны появился Новатэк, который тоже хочет кушать. Возможно между ними начнется конкуренция, если на верху не решать старичка прирэзать, на откорм новеньким. Вообще разумнее конечно конкуренция, но в способности системы к разумным решениям в последнее время все больше сомнений
Аналитики такие аналитики :) У Новатэка другая специфика, начинали с небольших "трудных" газовых месторождений ЯНАО, постепенно раскрутились, получили лобби, Тимченка зашел, отжали часть Итеры, возятся со спутниками Уренгойского вместо Газпрома и тд. Ах да, Ямал-СПГ, жемчужина Ямала блеать). Потом совсем недавно еще одно с СП с Газпромом. Короче не совсем конкуренты, скорее синергисты по производству.
Разные времена.. тогда Газпром был гораздо менее амбизиозен и больше думал. сейчас же "ставки сделаны ставок больше нет". Стоимость кубаметра в Америке 90 долларов даже с учетом сжижения(которое вне сомнений скоро выйдет на очень большие объемы) и доставки станет ну максимум 200 ( это без учета что газ захотят продавать латиносы и канадцы). Текущая цена продажи в европу 500+ уе. А газпром подставил себя "трубами" северными и южными и теперь Европейцы смогут спокойно "сломать" газпром на цены меньшии чем в Америке. И газпрому придется либо переорентироваться на Восток либо играть по их правилам, но на востоке их поимееют ещё сильнее ИМХО. Остается либо финансировании "за счет бюджета" или за счет внутреннего потребителя ,но бюджет к этому времени так порежут что будет совсем не до Газпрома, а внутрений потребитель одной рукой будет держать уже вилы :). Так что объявят банкротсво , реорганизацию,ну и дальше по схеме :) Надо понимать что "умрет" не один Газпром ни стого ни с сего... беда не приходит одна...
Спасибо за интересный прогноз. Вот бы хоть кто-нибудь в госорганах взял бы смелость посчитать что-нибудь с близкими параметрами! Пара замечаний, что в глаза бросилось. 1) Чисто для красоты было бы лучше, если бы в двух сценариях 2011 и 2012 гг. совпадали. А то там и ВВП разный, и доходы/расходы бюджета, хотя основные экзогенные параметры, вроде как совпадают. 2) В "кризисном" сценарии прирост госдолга устойчиво превышает дефицит бюджета, и вдобавок бесследно испаряется стабфонд, хотя пару лет дефицита он бы мог профинансировать без роста госдолга. А если его еще по курсу 45 начать расходовать :), но это больше из области научной фантастики.
Спасибо! Вообще я думаю наверняка такие вещи просчитываются, только не публикуются.
По пунктам:
1) Данные за 2011 и 2012 год взяты из последнего (апрельского) прогноза МВФ, тут я ничего не менял.
2) это потому, что к госдолгу добавлял проценты. Сначала 5%, потом 10, и в последний год 15%. Опыт Испании\Португалии показал, что даже относительно низкий уровень госдолга может вызывать сильную тревогу у инвесторов при явной неспособности свести дефицит бюджета к минимуму.
Насчет резервов, увы. Расчет показывает, что все накопленные 158 млрд уходят в первый же год при курсе доллара 37 р. И все равно остается дефицит бюджета. Это исходя из параметров реакции курса доллара\доходов и расходов правительства аналогичных 2009 году. Если допустить, что курс уронят сильнее, то стабфонда хватит не на 9 месяцев, а на год (примерно). Однако сильнее удар будет по импортерам и долларовым заемщикам, так что не думаю, что это особо поможет.
1) Я имел ввиду, что в Вашем альтернативном сценарии данные за 2011 и 2012 г. отличаются от прогноза МВФ. Это мелочь, но в глаза бросается.
2) Проценты методологически учитываются в расходах. Официальные цифры дефицита уже содержат в себе расходы на обслуживание долга. а расход стабфонда - это уже источник финансирования дефицита. На том уровне детализации прогноза, который приводится в таблице должно выполняться тождество: Доходы - расходы без % - расходы на обслуживание долга = прирост долга - прирост стабфонда (резервов РФ) Хорошо, проценты у Вас в правой части тождества внутри прироста долга, а стабфонд-то где? Если расходовать по модельным курсам, то точно покроется дефицит 2012-13 гг. и еще на часть 2014 года останется.
это pustota_2009 (не могу залогиниться)m_xpomobApril 20 2012, 07:02:28 UTC
1) А точно, спасибо! Это я сначала делал модель на сентябрьских данных, а когда в апреле вышел последний выпуск последнюю строчку не обновил. Поправлю.
2) В моей модели прогнозные расходы стоят на месте, тогда как стоимость обслуживания должна бурно расти. Т.е. по сути не важно, добавлять их в расходы или прямо в долг, хотя вообще Вы правы, стоило добавить проценты к расходам (методологически верно).
Насчет стабфонда. Смотрите, 158 млрд по курсу 37,7 = 6 трлн. А разница между доходами и расходами в первый год кризиса составляет 7,6 трлн. Т.е. весь резерв сразу проедается и еще надо занимать 1,6 трлн, такой дефицит бюджета я и указал (т.е. расходы минус доходы минус стабфонд)
А что будет, если правительство не будет увеличивать расходы бюджета в случае кризиса, а зафиксирует их на текущем уровне? С учётом вроде как существующих планов зафиксировать налоги и т.д. на все 6 лет нового срока Путина, всяких долгосрочных стратегий, разве не стоит рассмотреть вариант поддержки бюджета на текущем, планируемом уровне?
Ну планы это на случай что все хорошо, все-таки. А если в кризис сохранить госрасходы на прежнем уровне, то это повлечет дополнительный спад ВВП. Дело в том, что в кризис растет желание сберегать и падает желание тратить (и тем более занимать). В результате возникает избыток сбережений, который некому потратить и таким образом вернуть в оборот. Соответственно это означает падение ВВП на соответствующую сумму. Если у нас даже при росте госрасходов реальный ВВП рухнул на 7.8%, то без этого последствия были бы еще тяжелее.
Тут же выбор из нескольких стратегий, фактически, из двух. Вариант 1 - повысить расходы и заимствования, и рассчитывать на восстановление цены на нефть. Вариант 2 - сохранить расходы, повысить заимствования не очень сильно (чтобы сохранить расходы при выпавших доходах), смириться с более резким падением ВВП, и опять же ждать восстановление цены на нефть.
Я поигрался с вашей моделью. Если расходы зафиксировать, а цена на нефть будет плавно расти после резкого падения, тогда долги достигнут 20% ВВП, что не очень страшно. На месте правительства я бы выбрал вариант 2.
А какое падение ВВП (номинального/реального) Вы заложили в случае сохранения расходов на прежнем уровне? И какую динамику Вы заложили на 2014-2016?
>>На месте правительства я бы выбрал вариант 2.
Думаю это практически исключено. Во-первых долг достаточно низок (а еще есть и стабфонд), для того чтобы не стесняться. А во-вторых наше правительство популистично и это будет нарушением негласного "социального контракта" (который заключается, грубо говоря в принципе бабки в обмен на власть). Более сильный спад будет еще сильнее дестабилизировать политическую обстановку, чего явно попытаются не допустить.
Нефтегаз - это инициатор и консуматор шлаковых выделений в нашей стране, но никак не генератор. Генератор - это налоги. No taxation without representation.
Получаешь белую тридцадку - отстегиваешь в год по импортной тачке правительству.
Кудрин не зря говорил: "медвежонок, либо налоги повысь, либо военное трепло своё прикрой, с нато он воевать собрался..."
Comments 25
Reply
Reply
У Новатэка другая специфика, начинали с небольших "трудных" газовых месторождений ЯНАО, постепенно раскрутились, получили лобби, Тимченка зашел, отжали часть Итеры, возятся со спутниками Уренгойского вместо Газпрома и тд. Ах да, Ямал-СПГ, жемчужина Ямала блеать). Потом совсем недавно еще одно с СП с Газпромом.
Короче не совсем конкуренты, скорее синергисты по производству.
Reply
Стоимость кубаметра в Америке 90 долларов даже с учетом сжижения(которое вне сомнений скоро выйдет на очень большие объемы) и доставки станет ну максимум 200 ( это без учета что газ захотят продавать латиносы и канадцы). Текущая цена продажи в европу 500+ уе. А газпром подставил себя "трубами" северными и южными и теперь Европейцы смогут спокойно "сломать" газпром на цены меньшии чем в Америке. И газпрому придется либо переорентироваться на Восток либо играть по их правилам, но на востоке их поимееют ещё сильнее ИМХО.
Остается либо финансировании "за счет бюджета" или за счет внутреннего потребителя ,но бюджет к этому времени так порежут что будет совсем не до Газпрома, а внутрений потребитель одной рукой будет держать уже вилы :). Так что объявят банкротсво , реорганизацию,ну и дальше по схеме :)
Надо понимать что "умрет" не один Газпром ни стого ни с сего... беда не приходит одна...
Reply
Пара замечаний, что в глаза бросилось.
1) Чисто для красоты было бы лучше, если бы в двух сценариях 2011 и 2012 гг. совпадали. А то там и ВВП разный, и доходы/расходы бюджета, хотя основные экзогенные параметры, вроде как совпадают.
2) В "кризисном" сценарии прирост госдолга устойчиво превышает дефицит бюджета, и вдобавок бесследно испаряется стабфонд, хотя пару лет дефицита он бы мог профинансировать без роста госдолга. А если его еще по курсу 45 начать расходовать :), но это больше из области научной фантастики.
Reply
По пунктам:
1) Данные за 2011 и 2012 год взяты из последнего (апрельского) прогноза МВФ, тут я ничего не менял.
2) это потому, что к госдолгу добавлял проценты. Сначала 5%, потом 10, и в последний год 15%. Опыт Испании\Португалии показал, что даже относительно низкий уровень госдолга может вызывать сильную тревогу у инвесторов при явной неспособности свести дефицит бюджета к минимуму.
Насчет резервов, увы. Расчет показывает, что все накопленные 158 млрд уходят в первый же год при курсе доллара 37 р. И все равно остается дефицит бюджета. Это исходя из параметров реакции курса доллара\доходов и расходов правительства аналогичных 2009 году. Если допустить, что курс уронят сильнее, то стабфонда хватит не на 9 месяцев, а на год (примерно). Однако сильнее удар будет по импортерам и долларовым заемщикам, так что не думаю, что это особо поможет.
Reply
2) Проценты методологически учитываются в расходах. Официальные цифры дефицита уже содержат в себе расходы на обслуживание долга.
а расход стабфонда - это уже источник финансирования дефицита.
На том уровне детализации прогноза, который приводится в таблице должно выполняться тождество:
Доходы - расходы без % - расходы на обслуживание долга = прирост долга - прирост стабфонда (резервов РФ)
Хорошо, проценты у Вас в правой части тождества внутри прироста долга, а стабфонд-то где? Если расходовать по модельным курсам, то точно покроется дефицит 2012-13 гг. и еще на часть 2014 года останется.
Reply
2) В моей модели прогнозные расходы стоят на месте, тогда как стоимость обслуживания должна бурно расти. Т.е. по сути не важно, добавлять их в расходы или прямо в долг, хотя вообще Вы правы, стоило добавить проценты к расходам (методологически верно).
Насчет стабфонда. Смотрите, 158 млрд по курсу 37,7 = 6 трлн.
А разница между доходами и расходами в первый год кризиса составляет 7,6 трлн. Т.е. весь резерв сразу проедается и еще надо занимать 1,6 трлн, такой дефицит бюджета я и указал (т.е. расходы минус доходы минус стабфонд)
Reply
Reply
Reply
Reply
Я поигрался с вашей моделью. Если расходы зафиксировать, а цена на нефть будет плавно расти после резкого падения, тогда долги достигнут 20% ВВП, что не очень страшно. На месте правительства я бы выбрал вариант 2.
Reply
>>На месте правительства я бы выбрал вариант 2.
Думаю это практически исключено. Во-первых долг достаточно низок (а еще есть и стабфонд), для того чтобы не стесняться. А во-вторых наше правительство популистично и это будет нарушением негласного "социального контракта" (который заключается, грубо говоря в принципе бабки в обмен на власть). Более сильный спад будет еще сильнее дестабилизировать политическую обстановку, чего явно попытаются не допустить.
Reply
Получаешь белую тридцадку - отстегиваешь в год по импортной тачке правительству.
Кудрин не зря говорил: "медвежонок, либо налоги повысь, либо военное трепло своё прикрой, с нато он воевать собрался..."
Reply
Leave a comment