Литературное чтение

Jun 21, 2020 21:39

В паре с русским языком всегда в школе идет литература. Так что сегодня займемся учебником для 2 класса по предмету, который в современной начальной школе называется «Литературное чтение».

Наш класс учится по учебнику Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской и В.Г. Горецкого. Первый автор у учебников по русскому языку и литературном чтению - один и тот же, так что между ними имеется определенная логическая связь.

Курс разбит на разделы, посвященные литературным произведениям определенной тематики или жанра. Всего таких разделов одиннадцать. Некоторые разделы по тематике перекликаются с материалом других учебных предметов. Так, если в «Окружающем мире» ученики последовательно изучают жизнь природы и человека в различные времена года, то в «Литературном чтении» есть разделы, посвященные произведениям, описывающим различные времена года.

В каждом разделе есть основные понятия, которые усваиваются в данном разделе. Эти понятия могут быть как непосредственно связаны с темой раздела, так и иметь общекультурное или нравственное значение, при этом соответствующие литературные произведения используются для раскрытия таких понятий, как например, совесть. В тексте учебника определения основных понятий разделов даны не всегда. Видимо, предполагается, что их значение учитель раскрывает на уроке, а моральные категории вполне предлагается обсудить ученикам друг с другом, с родителями, с учителем.

В каждом разделе есть страничка «Мы идем в библиотеку» со списком рекомендуемой дополнительной литературой. И, надо сказать, в библиотеку (не школьную) наш класс до карантина успел организованно сходить раза три. В библиотеке были организованы тематические занятия, частично связанные с материалом курса.

Также в разделах выделяются произведения для самостоятельного чтения и семейного чтения (то есть, предполагается участие родителей). Иногда предлагается произведения инсценировать - рубрика «Наш театр». Уж не знаю, все ли из предложенных произведений они на уроках разыгрывали, но на Новый год спектакль «Двенадцать месяцев» (в сокращенном варианте) ставили.

Завершается каждый раздел рубрикой «Маленькие и большие секреты страны Литературии», в которой повторяется материал раздела, даются дополнительная информация и задания, в том числе, например, на классификацию (распределить изученные сказки по жанрам: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки) или на составление пословиц из двух разделенных частей. К вопросу о наличии логики в школьной программе. :)

Ну а теперь, пробежимся по разделам.

1. «Любите книгу». Прозаические и поэтические произведения о значении книг в жизни людей (среди авторов - Юрий Энтин, Наталья Кончаловская, Юнна Мориц). Основные понятия: рукописная книга, иллюстрация. Дана информация об изготовлении книг в древности (что такое папирус, пергамент, береста). Приведены сведения об известных художниках-иллюстраторах XX века (Владимир Лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин). Широко используются пословицы и поговорки, как о книгах, так и о знания вообще.

2. “Краски осени». Александр Сергеевич «Наше все» Пушкин с его «Унылой порой…», Сергей Аксаков, Сергей Есенин, Ирина Токмакова, Самуил Маршак (его стихотворения из книги «Круглый год» и в других разделах встречаются), Сергей Образцов, Николай Сладков (всех не упоминаю). Основные понятия раздела: сравнение, сборник. Вводится понятие «эпитет». Рассматривается различие стихотворных произведений и прозы. Опять же широко используются поговорки.

3. «Мир народной сказки». Включены как русские народные сказки («Лисичка-сестричка и Волк», «Зимовье», «У страха глаза велики», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и журавль»), так и сказки других народов (корякская (называется «Хитрая Лиса», предлагается сравнить изображение рыжей плутовки в сказках разных народов)), белорусская («Пых» - это не про наркоманов, это про ежика), хантыйская, нанайская, ненецкая. Основные понятия раздела: сказки, сказочный персонал вымысел. Упоминаются собиратели русских сказок Александр Афанасьев и Владимир Даль. Вводится понятие «опорные слова», которые предлагается использовать при пересказе текстов.

4. «Веселый хоровод». Малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, загадки, потешки и т. д. Поясняется, что такое «традиции» - это то, что перешло от одного поколения к другому. Имеются и авторские произведения сходного жанра, в частности, «Небывальщика» Даниила Хармса и «Путаница» Корнея Чуковского». Основные понятия раздела: заклички, небылицы, прикладное искусство, перевод. Предлагается сравнить два перевода английской песенки «Храбрые портные», сделанные Корнеем Чуковским и Самуилом Маршаком.

5. «Мы друзья». Произведения о дружбе. Пословицы разных народов на заявленную тему. Михаил Пляцковский «Настоящий друг» (это где «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит...»), Николай Носов «На горке», Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (глава, как крокодил объявление о поиске друзей распространял), Аркадий Гайдар «Чук и Гек» (начало, про то как телеграмму потеряли, полностью предлагается найти в библиотеке и прочитать самостоятельно), Иван Крылов «Стрекоза и муравей». Вводится термин «басня». Основные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение.

6. «Здравствуй, матушка-зима. Александр Пушкин, Федор Тютчев, Сергей Есенин, Саша Черный «Рождественское» (с элементами религиозной пропаганды :)), Константин Бальмонт, Агния Барто. Основное понятие раздела: выразительное чтение. В рамках подготовки к празднику приводятся правила этого самого чтения.

7. «Чудеса случаются». Раздел посвящен литературной сказке. «Сказка о рыбаке и рыбке» сами знаете кого (обсуждение характера старухи и изменения состояния моря по мере увеличения степени раскатанности старушечьей губы), Дмитрий Мамин-Сибрияк «Аленушкнины сказки» и «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Для сравнения - импортный вариант: Джоэль Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», а также пара баек барона Мюнхгаузена в изложении Эриха Распе. Отрывки из «Приключений Бибигона» Корнея Чуковского и его же «Краденое солнце» (предлагается для постановки). Лев Толстой «Два брата». Основное понятие, соответственно: литературная сказка. В дополнение к ранее введенным опорным словам учат составлять план текста.

8. «Весна, весна! И все ей радо!». Федор Тютчев («Зима недаром злится...»), Алексей Плещеев, Антон Чехов, Афанасий Фет, Агния Барто, Саша Черный и многие другие. «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака (в сокращении). Основные понятия: олицетворение и воображение.

9. «Мои самые близкие и дорогие». Посвящен раздел родителям, семье. Приурочен примерно к 23 февраля и 8 марта. Юрий Энтин «Песня о маме», Борис Заходер «С папой мы давно решили...», Джанни Родари «Кто командует?», Эдуард Успенский «Разгром» («Просто приходил Сережка, поиграли мы немножко»), Лев Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек», Евгений Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Основные понятия раздела: семья, согласие, ответственность. Приводятся рассуждения известного советского педагога Василия Сухомлинского о родителях и чести семьи, которые предлагается обсудить.

10. «Люблю все живое». Соответственно, про животных. Саша Черный «Жеребенок», Сергей Михалков «Мой щенок», Геннадий Снегирев «Отважный пингвиненок», Михаил Пришвин «Ребята и утята», Евгений Чарушин «Страшный рассказ», Николай Рубцов «Про зайца» (и рядом статья «заяц» из энциклопедии для сравнения художественного и научно-популярного текста), Виталий Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка» и «Лесной колобок - колючий бок» (и небольшой рассказ о самом Бианки), Василий Сухомлинский «Почему плачет синичка?», Валентин Берестов «Заяц-барабанщик» (мой на это стихотворение из восьми строчек умудрился отзыв написать, есть в разделе такое задание). Основные понятия раздела: сочувствие, сопереживание. Вводится понятие «рассказ». Предлагается сочинить рассказ о собственном домашнем животном. Также продолжается практика в пересказе текстов.

11. «Жизнь дана на добрые дела». Обсуждаются различные взаимоотношения между людьми и отношения людей со своими «внутренними голосами». Сергей Баруздин «Стихи о человеке и его делах», Леонид Яхнин «Пятое время года» и «Силачи», Валентина Осеева «Просто старушка» и «Три товарища», Эдуард Шим «Не смей!», Аркадий Гайдар «Совесть», Елена Григорьева «Во мне сидят два голоса….» о той же моральной категории (а затем целый урок на обсуждение понятия «совесть» и разбор фразеологизмов с этим словом: «поступать по совести», «без зазрения совести» и т. д.), Николай Носов «Затейники» и «Фантазеры», Иван Крылов «Лебедь, рак и щука». Основные понятия раздела: взаимопомощь, трудолюбие, честностью. На примере произведений Носова вводится понятие «юмористическое произведение».

В целом, литературные произведения соответствуют возрасту учеников. Очень широк набор авторов, я про некоторых раньше и не слышал. Представлены как классики русской и советской литературы, которые знакомы людям моего возраста по своим школьным учебникам, так более современные авторы, которые в наши учебники не попали, а также дореволюционные авторы, которых в советских учебниках представить было невозможно (как и произведения про «Младенца Христа»). Обсуждаются не только литературоведческие вопросы, но предлагается задуматься и о нравственных проблемах.

Как и в учебнике по «Окружающему миру» акцентируется внимание на многонациональность России (сказки разных народов), на народные традиции, на значение семьи в жизни человека, различные роли мужчины и женщины.

Умеренно представлена иностранная литература. Дано представление о переводах, как особом варианте литературного творчества. Показано, что переводы могут быть разными.

Задания предлагается делать не только самостоятельно, но и в сотрудничестве с другими людьми: обсудить какой-либо вопрос с товарищем или с родителями, совместно инсценировать произведение. Таким образом, прививается умение работать в коллективе.

К доске вызываются Петров и Васечкин zepp7_7_7 и yozhig_shatun. А также rimmir, считающий, что в современной школе нет воспитания.

Предыдущие опусы:
«Окружающий мир».
«Русский язык».

Учат в школе...

Previous post Next post
Up