«Аватар», жители Пандоры и черкесы

Feb 26, 2010 15:51


Камерон снял абсолютно «шаблонный» фильм … и был успешен. А этого некоторые «коллеги» не прощают. Ведь сколько фильмов делается по лекалу-шаблону ежегодно? Когда их никто не замечает, или успех их ограниченный, мы не слышим ни вздохов, ни воплей. А тут - такие сборы, такие обзоры!!! Почему же Камерон был столь успешен? Именно потому, что он сделал фильм с душой.

Казалось бы: кому это надо? Продолжительность - 3 часа (кто же столько высидит?!), «ненастоящие» инопланетяне (их сравнивали с Джа-Джа Бином из «Звёздных войн»), замыленная «экологическая» тема… Еще за несколько месяцев до выхода фильма никто не ожидал такого успеха. Когда в августе 2009 показали 15 минут из «Аватара», многие восприняли это как что-то вроде компьютерной игры, - «прикольно», но не более того. Я где-то читал, что Гай Ричи, посетив один из этих предварительных просмотров «Аватара» как конкурента «Шерлока Холмса» в прокате, вышел из зала со словами «Тут не о чем беспокоиться»



Но вот фильм вышел, - и стал безусловным Событием. Правда, сразу стали говорить, что это избитая история, что сюжет напоминает о «Танцах с волками»… Позвольте, но схожесть сюжета ни о чем не говорит. Это совсем другое кино. То, что у Лады тоже 4 колеса и руль, делает её, в каком-то смысле, машиной, но на этом схожесть с современными автомобилями заканчивается. Нельзя же по каким-то отдельным деталям делать выводы!

Камерона обвиняют, что он использовал формулу, что зрители заранее знали, чем закончится фильм. Да, - использовал. Да, - знали … и все равно пошли!!! Потому что зритель любит истории, которые заканчиваются так, как он хочет, - но он любит, чтобы это было рассказано чуть-чуть, совсем чуть-чуть иначе, чем у других. Камерон это и сделал. Его история проста как телеграфный столб, - что-то подобное могло быть рассказано у костра несколько тысяч лет назад. Так ведь именно это и делает кино массовым искусством: у костра трудно пересказывать Пруста, зрители хотят именно «историй у костра»!
Кино - это жесткий бизнес, Камерон сделал ставку на простоту - и победил. А другие не смогли, - но зачем же поливать ядом того, кому удалось? Если не нравится зрелищное развлекательное кино, то ведь можно и не ходить. Но зачем же говорить «фи» по поводу фильма, сделанного с душой? «Пусть нет любви, - зачем же ненавидеть?!» Формулу использовали многие, но у Камерона получилось лучше, чем у других. Поэтому его фильм посмотрели практически все, кто мог. Даже те, кто обычно не ходит в кинотеатры.

Стало хорошим тоном пренебрежительно упомянуть фильм Камерона как нечто, «основанное на украденной идее». Скажите мне, у кого он украл, и я вам назову такой же сюжет в другой части света! Потому что такое происходило много раз на протяжении истории человечества!
Говорят, что это сюжет Покахонтас, или «Танцы с волками», - на основе историй с североамериканскими индейцами. А почему не обвинить Камерона в том, что он украл сюжет из «Последнего самурая», - только вместо американца, ставшего «лучшим из японцев», у нас есть землянин, ставший самым аборигенским из аборигенов-нави.

Если так уж хочется кидать в Камерона камни, почему бы не сказать, что это украдено из истории Кавказской войны?! Замените народ нави, аборигенов Пандоры, на адыгов, автохтонное население Северного Кавказа, а землян на царские войска, - вот вам и аналогия! Царские войска («земляне») теснили адыгов («нави»), которые так же были привязаны к своей земле и священным деревьям (это касается особенно адыгов Западного Кавказа, у которых дольше других сохранялись «священные рощи»). В «Аватаре» были земляне, понявшие и полюбившие традицию нави. Эти земляне воевали против своих с оружием в руках. О ужас, - еще один аргумент для любителей уличить Камерона: и этот сюжетный ход он украл!!! Ведь в Кавказской войне были русские, воевавшие на стороне адыгов (как, впрочем, и адыги, воевавшие на стороне русских). У выдающегося адыгского писателя Исхака Машбаша в его романе «Жернова» один из основных персонажей этой саги - казак Некрас, который не просто воевал против царской армии бок о бок с черкесами, но и был «более адыгом», чем многие адыги по рождению, ревностно следуя адатам и кодексу Адыгэ Хабзэ… Джексон влюбился в аборигенку, - тоже «украденный сюжет»?! Ибо сколько было русских в той войне, перешедших на сторону горцев и там и влюбившихся, и женившихся…
Решающая битва нави с землянами - чем не отчаянное сражение убыхов с царскими войсками у Красной Поляны? На стороне адыгов были свои «Джейки» из русских… С этой информацией сталкивался любой, кто более-менее глубоко изучал историю Кавказской войны. Многие ассоциировали сюжет «Аватара» с линией «ковбои - индейцы», я же подумал о Кавказской войне, в ключе «царские войска - адыги». Кстати, один мой друг-адыг сказал, что по-адыгски объяснение в любви звучит очень похоже на то, как это делают на Пандоре аборигены-нави: «я тебя вижу!».

Камерон знает, что делает. Мы, земляне, смотрим «Аватар» и сочувствуем аборигенам планеты Пандора, борющимся против землян. Такова сила искусства, - оно помогает людям абстрагироваться от родо-племенных симпатий и взглянуть на ситуацию с точки зрения Справедливости. Так и русские, читающие «Жернова» или «Последний из ушедших», сочувствуют не царским войскам, а адыгам, а американцы при просмотре «Танцев с волками» «болели» за индейцев сиу, а не армию США.

Можно сколько угодно пренебрежительно говорить, что «Аватар» - коммерческое кино, «попса». Но даже недоброжелатели не смогут отрицать, что Камерон создал убедительный мир Пандоры, со своей мифологией, с традициями, флорой и фауной. Мы смотрим и верим в него. Камерон создал и удачные образы Алчного Бизнесмена, Ученой, Солдафона, - в фильме много узнаваемых в любой стране архетипов.

Мне понравилось в фильме и то, что Камерон, снимая о Пандоре, сказал о нашем мире. Режиссеру, как и многим современным американцам, не лишенным совести, не нравится действительность, где его страна давит и уничтожает всё, что стоит между ней и интересующими её ресурсами. Не случайно Венесуэла упоминается как место, где американский морпех побывал до прибытия на Пандору. Намек понятный и прозрачный: если бы США не завязли по уши в Ираке, американская армия «демократизировала» бы именно эту латиноамериканскую страну, богатую нефтью...

Спасибо Камерону, что он показал нам сказочный мир, в котором побеждает Добро, а не морпехи США, а Зло вынуждено убраться восвояси, туда, откуда пришло.




Previous post Next post
Up