Картинки (скрины из одинаковых учебников, издания 1981 и 2012 годов) взяты
здесь, а ссылку мне прислали с просьбой "коротко объяснить" мое отношение к такой редактуре. Материал заинтересовал, но, извините, коротко не получится. Коротко и так всем все ясно, а между тем, сюжет куда глубже...
Будь я каким-нибудь либерастом из "пятой колонны", отрабатывающей грязные шекели Госдепа, я бы просто сказал, что феодальное по сути государство изымает из учебников (или, как в данном случае, лакирует) историческую реальность, смягчая акценты и пытаясь микшировать тот факт, что церковь помогала феодалам угнетать трудяг.
А будь я каким-нибудь ромочкой, истово борющимся с либерастами, отрабатывающими грязные шекели Госдепа, в обмен на чистые российские рубели, я бы еще проще сказал, что никакой проблемы нет, а на самом деле, наука не стоит на месте, за 30 лет историки выяснили много нового, и в соответствии с их открытиями, в учебник внесены уточнения.
Но я, по счастью, не либераст и не ромочка. Я есть я, и я имею право и возможность быть самим собой. Это завидное право и эта нечастая возможность за уже, увы, не короткую жизнь, мною честно заработаны, заслужены, даже не побоюсь сказать: выстраданы, и потому я, пусть времени и маловато, не хочу и не буду рассуждать о сложном ни просто, ни еще проще. Итак...
В самом деле, что такое официальная (государственная), - а в средние века она иной и не была, - церковь на этапе феодализма? Да, безусловно, структура, аффилированная с государством или (Папская область) сама таковым являющаяся. Обладавшая всем, что структуре положено: иерархией, кадровым резервом (номенклатурой), фондами, источниками доходов, службами охраны и так далее, и действительно, исполнявшая функции "идеологического отдела", обеспечивавшего "верхам" контроль над "низами", а тем самым, и - по мере возможного - стабильность Системы-кормилицы. Но...
Важное отступление.
Курсивом, чтобы выделялось из основного текста.
В свое время меня поразила прочитанная у Густава Реглера, не выдуманная, но абсолютно реальная история купца Ганса Беккера и графа фон Верзена. Если коротко, граф силком обесчестил дочь купца, а купец, не взяв отступные, подал в суд, поднял бучу, которой могли воспользоваться враги графа, и граф принял меры: с кем надо поговорил, кому надо занес, после чего беднягу Беккера приговорили к отсечению головы за якобы мятежные речи. И вот, уже на эшафоте, купец крикнул графу, приехавшему, чтобы позлорадствовать: "Следующий суд я назначаю в долине Иосафатской!"
И казалось бы: хуле? Но граф, "побледнев и вздрогнув", приказал остановить казнь, забрал купца с эшафота, увез в замок и там велел пытать до тех пор, пока Беккер не возьмет свои слова назад. А тот, сцуко, оказался упрямым: так и помер под каленым железом, слов назад не взяв, - и граф фон Верзен с того времени не имел покоя, бегал на исповеди, захворал, а где-то через год скончался, "крича и жалуясь". Потому что, - нам-то этого не понять, - слова купца на эшафоте были подачей иска в Страшный Суд, и граф (ведь тогда все реально веровали) жутко, до смерти испугался суда, который не купишь.
Так вот, церковь, конечно, структура, но она еще и Учение. Предполагающее (в основе своей) обязательное торжество Высшей Справедливости, пусть не на земле, но на Небесах - точно. Хотя лучше бы, конечно, на земле. И поскольку, повторяю, тогда все веровали реально, она, помимо прочего, играла важнейшую роль психотерапевта, убеждающего униженных и оскорбленных, что все, несмотря на любое земное скотство, когда-нибудь будет хорошо. Важнейшая, если подумать, функция. А и больше того, давала тем, кого допекло сверх всякой меры, возможность слегка "внутренне побунтовать", положившись на Господа, ибо "и Аз воздам".
Но Церковь ведь еще и Circus. То есть, Круг, в котором, просто по закону больших чисел, кого-то не могло не тревожить явное, зримое нарушение Его установок, и среди них, по тому же закону, помимо простецов, позволявших себе задаваться вопросами, неизбежно появлялись пастыри, способные искать ответ, а найдя, обосновать, как руководство к действию. И вот они-то, хоть чуть-чуть, но подталкивали человечество вперед, научая думать. А уж статус мог быть любым, будь то
магистр Ян, королевский духовник,
отец Джон, бродячий проповедник,
брат Томас, монах-самоучка, или
шейх шейхов Бедреддин, вообще нехристь.
Так что, дорогие друзья, не так оно все просто с церковью при феодализме, - при условии, конечно, что феодализм все же нацелен в будущее, а не деградирует в безысходное прошлое. Если деградирует, то сложно сказать, как ни редактируй учебники и как ни перелицовывай обложки, малюя вместо (фи!) гадких смердов (вах, вах!) прекрасных дам...