Этот пост может быть интересен только тем, кто интересуется православной молитвой. Поэтому тем, кому это не актуально, лучше это пропустить.
Сегодня утром стал немножко перечитывать Игнатия Брянчанинова "О молитве Иисусовой".
О молитве мы и в этом ЖЖ много говорили.
Много говорили и о стадиях обучения или стадиях совершенствования молитвы.
Подробно это описывает, например, митрополит Иерофей (Влахос) в книге «Одна ночь в пустыне Святой Горы».
Но меня всегда интересовал таинственный переход от стадии простого повторения молитвы к «сведению ума в сердце» или «перехода молитвы в подсознание.
Чувствовал, что эта грань довольно опасная даже для того, чтобы ее анализировать.
Ясно, что такой переход происходит по благодати Божией, но ведь мы не можем просто сидеть и ждать благодати.
Мы должны каждый день работать, в том числе и молиться.
И вот только сегодня обратил внимание на очень яркое и четкое изложения этого вопроса у Брянчанинова.
1. Всем христианам можно и должно заниматься молитвой Иисусовой с целью покаяния и призывания Господа на помощь.
2. Но не всем дозволяется приступать к «умной, сердечной молитве».
«Благодать Божия сама собой, в известное ей время, переводит подвижника молитвы от первого образа ко второму.
Если благоугодно Богу оставить подвижника при молитве покаяния, то да останется он при ней, да не ищет высшего состояния, да не ищет его в твердом убеждении, что оно не приобретается человеческим усилием - даруется Богом.
Молитва ума в сердце требует предварительного упражнения в первом образе моления, удовлетворительного преуспеяния в этом молении.
Пребывание в покаянии есть залог спасения. Будем довольны этим состоянием, не будем искать состояния высшего.
Такое искание есть верный признак гордости и самомнения.
Святые Отцы запрещают преждевременно стремиться к низведению ума в сердце, к ощущению сладости и прочих высоких молитвенных состояний, которые открываются только тогда, когда будет принята Богом молитва покаяния и враги отступят от души.»
То есть ежедневное молитвенное правило - это норма.
Можно молиться больше и больше. Но нельзя ставить себе задачи «перейти на следующий уровень». Сама такая постановка вопроса все погубит.
Она погубит даже первую стадию.
Получается, что можно и нужно работать и работать. Но нельзя рассматривать «сердечную молитву, умную молитву» как плату за тяжкие труды.
Если я занимаюсь на турнике, то могу поставить себе задачу - подтянуться 50 раз. И тяжким трудом этого можно добиться. А можно просто выполнять ежедневную норму - 40 раз, и не ставить задачу выше этой.
В случае с умной молитвой всё не так.
Если только поставишь себе задачу добиться «умной молитвы», то уже все пропало. И уже не только не достигнешь ее, но и потеряешь то, что имел.
Тем более, что однозначно утверждается - в покаянной молитве есть спасение.
Так что «умная молитва» - цель и страшно опасная и не необходимая, особенно для нас мирян.
Если Бог даст - будет «умная молитва». Нет - будем просто молиться.
.