Заплыв через пролив Босфор проходит в 29й раз, и про то, как плыть, что подстерегает и как все клево, в рунете написано достаточно.
Мои пять копеек может кому- то пригодятся. Постараюсь не растекаться мысью по проливу. За очепятки прошу прощения - набираю со смартфона.
Регистрация.
Ходят слухи, что на Босфор невозможно зарегистрироваться. Я эти слухи принял близко к сердцу и решил подготовиться.
К заплыву допускается около 2000 человек. Ограничения есть на количество нетурецких участников - по 300-400 человек от страны (зависит от года). Я проживаю в Германии, но гражданство у меня российское. Сидя на двух стульях, я завел на сайте мероприятия две учетных записи, с русскими и немецкими данными на всякий пожарный. Типа, если Россию разберут, у меня будет шанс отхватить кусок от немецких слотов.
Когда настал бы зеленый свисток подачи заявки, я бы уже был два раза готов.
Второй особенностью регистрации является целенаправленная DDoS атака фанатичных пловцов сразу после открытия заслонки регистрации. Веб-сайт попросту не доступен.
Чтобы оградить себя от этой напасти я решил стучаться на сервер не по стандартным перегруженным маршрутам из Восточной и Западной Европы, а придумать нестандартный ход. Я уехал на новый год в Индию.
Ну и что там к моменту регистрации? На сайте стоит, "4-го января начнется регистрация". Отлично, но неточно. С Индией у Турции 2.5 часа разницы. Мы уехали на севера страны, где на удивление мало немобильного интернета. 3-го вечером я выбрал дорогую гостиницу, чтобы ну точно не было проблем с коннектом. После заселения оказывается, что в горах снежный шторм и интернета нет. Хотя все не поднимают глаз с фейсбуков на смартфонах. WTF!!!!??? Хоть в ангийском языке мата и нет, но индус осознал мою филологическую находчивость и предложил безвозмездный расшаренный интернет с его телефона. Фуф....
Ну а дальше игра "кто кого пересидит", я или оргкомитет. В 2:30 ночи я усиленно начинаю обновлять страницу регистрации. Тишина. В соцсетях, где не спят соперники по слотам, поднимается невнятный ропот: "может утром откроют?", "а может я уже все пропустил?" В общем, ситуация депрессивная. А спать хоцца. Часа в 4 утра, через полтора часа после начала нервотрепки, и я делаю последний F5, и О ЧУДО!!! Сайт предлагает ввести данные для регистрации. На дальнейшие действия ушло максимум минут 10. Особых сбоев я не ощутил. Конечно, сайт регистрации был скорее жив, чем мертв, но без фанатизма. А как только он меня перенаправил на сайт оплаты (готовый к таким наплывам желающих занести денег), дело пошло совсем здорово. Итак, ощущения схожи экстазу, I'm in!
Подготовка.
В обязательный набор документов для заплыва входит справка от врача и от тренера по их форме. В первую очередь, эти справки нужны самим участникам. Заплыв любительский и там плывет много начинающих и малоопытных спортсменов. Но там 6.5 км, море и глубоко! Считаю, что каждому следует получить настоящие справки, а не купить липовые. Ты соревнуешься только с собой, и отвечать будешь только себе. И обычно попытка перехитрить себя выходит боком.
Так что без вариантов пошел к терапевту на обследование и к тренеру из секции за подписью.
В той же секции я плавал весь период подготовки к старту. Это были две тренировки по 3-4км каждая в неделю в 25-тиметровом бассейне. Плюс одна-две самостоятельные 1.5 часовые в 50-тиметровом, чтобы наплавать объём. Примерно выходило 9-11км в неделю.
Заплыв.
Событие проходит в воскресенье. Чтобы плавно подойти к нему, мы приехали в Турцию в четверг вечером. Заселились недалеко от парка, где была посадка на корабль и финиш трассы.
Апартаменты с Airbnb были прям напротив порта в Besiktas. Мы нагулялись по Стамбулу и вечером пятницы на последнем теплоходе осмотрели траектории плавания. Теплоходы ходили в пятницу и субботу с 10 до 17 каждый час. На нашем корабле почти все участники были славянского вида, говорили в основном на украинской мове. Из организаторов там было много турков-волонтеров, кто-то англоговорящий и харизматичный русский Вулкан. Его советы несколько отличались от советов с I LOVE SWIMMING и LIVE.LOVE. Потом оказалось, что он не гнал. А его утверждение, что он восемь лет назад выиграл гонку, внушало оптимизм.
Суббота прошла в достопримечательностях города контрастов и тренировки силы воли, чтобы не натрескаться местных деликатесов (ибо на реактивной струе по Босфору идти не хотелось). В интернетах советуют попробовать течение перед стартом. Но мне что-то не довелось. Решил, а и ладно, перед Босфором не надышишься.
Утром в воскресенье в пять утра меня разбудил специально организованный муэдзин, зазывавший на заплыв. Вот ведь организаторы, обо всем подумали, молодцы! Или он не о том пел?
Посадка на корабль начиналась в 8:30. В 8:15 приехали на автобусе 22 (также можно на DT2, 42T). Остановку называть смысла нет, потому как и в автобусе, и на обочине было полно инкубаторских людей, стекающихся к воротам парка. Не проедешь. На входе, как и везде в Стамбуле, бутафорская рамка-металлоискатель. Перед ней, как полагается, очередь. Потеря времени максимум 5 минут.
Далее - обмазаться кремом от загара и вазелином от натирания. Сделать прощальные фотки, принять поцелуи от группы поддержки, быстро валить в очередь на корабль. По опыту я с собой взял два геля с углеводами (съел только один). Участвовало более 2000 человек. Зона для атлетов ограждена от болельщиков, и вход предполагался по именному бейджу. Но так как это турки, то пускали и просто в плавках. Для тех, кому бейджик важен как память, стоит его отдать спутникам или оставить в камере хранения.
Корабль был один, трехпалубный. Места хватило всем, занимать очередь заранее смысла нет. Вода на корабле бесплатная и без ограничения. С собой брать не обязательно. А вот о чем стоит задуматься заранее, так это о удобстве плавательной шапочки. Выданная в стартовом пакете была дешевой (тонкой и вонючей) и маленькой. Интересно было смотреть на луноликого казаха, пытающегося закрепить ее на своём бубне. Совет: мазать лицо ПОСЛЕ надевания шапки, потому что по крему она соскальзывает. А главное, иметь родную шапочку, хорошо сидящую, на которую сверху надеть казёную. С силикона другой силикон хуже сползает. Но, опять же, это нужно потренировать в небоевых условиях. Моя дарёная шапочка весь заплыв норовила слететь, а к финишу превратилась в элегантную тюбетейку.
Сказать, что на корабле кто-то нервничал, значит слукавить. Весь корабль превратился в источник адреналина. Примерно как перед экзаменом - никто не знает, как там, но все нервно улыбаются.
Старт давали раздельный по чипу на ноге. У каждого участника своё время. Можно стартовать без суеты.
Кажется, вопросов к заплыву было два: "куда плыть?" и "как нырять?" От второго вопроса все участники сбились на левый борт корабля, чтобы посмотреть, как нырнут первые. Периодически проходили волонтеры и скромно просили переползти в центр. Потом пришел нескромный старпом с мегафоном и всех разогнал.
Траектория.
Итак, выбегание на понтон, пищание стартового коврика. Посмотреть в воду, чтобы никого не задавить. Посмотреть назад, чтобы убедиться, что тебя не задавят. Нырок солдатиком, придерживая очки. Бульк. Синева. Вода теплая как из душа.
Первой точкой на трассе считают середину моста. Доплыть до неё можно двумя способами. Поплыть сразу на центр или попытаться выплыть на фарватер и спуститься по течению.
Пловцы разделились по сектору: один край сектора плыл на дальнюю опору моста, другой - на середину моста.
Были и те, кто поплыл перпендикулярно берегу.
Я поплыл посередине между дальней опорой и серединой моста. Мне показалось время до моста вечностью. Видимо, встречное течение у стартового берега существенно влияло на продвижение. Думаю, стоит сильнее забирать сразу на фарватер и ловить попутное течение на нём.
Говорят, нужно ориентироваться по температуре воды. Попутное течение из Черного моря холоднее. Его я явно почувствовал переплыв центральную линию пролива. То есть, фарватер с нужным течением чуть ближе к финишному берегу.
Наконец, середина моста и красный флаг на ней. Ура.
Следующий ориентир - левая опора второго моста. Есть вариант также, красный флаг на левом берегу. Но флаг мне было хуже видно. Я плыл на опору и опять ловил холодную воду. Опять же, она была ближе к финишному берегу. Так продолжалось до пересечения виртуальной линии от последней башни замка.
Потом я ориентировался на середину дальнего моста. Есть вариант, брать на середину ЛЭП, но её я заметил только переплыв эту середину. На ней нет сигнальных шаров, и в суете гонки мне её трудно было заметить.
Зато когда я её переплыл, почувствовал силу попутного течения. Казалось, что ЛЭП вместе с первым мостом уплывают от меня на всех парах.
Дальше обещали опасное место в виде залива с яхтами и встречным течением. Из-за этого нужно держать на середину дальнего моста и снова следить за водой. Она прям как витрина с охлажденными продуктами в супермаркете: только открываешь дверцу, обдает приятной холодной волной. Не потерять её - задача на ближайший десяток минут.
Следом должны быть завершающие ориентиры - остров Галатасарай и военная академия. Остров ужасно плохо видно на пёстром фоне берега. Лучше его не высматривать.
Так как остров я не видел, а академия была очень далеко слева, ориентиром была правая опора моста. Её хорошо видно всегда.
Затем я начал забирать на финишные шары. Сошелся курсами с турком, плывшим с моей скоростью. Он забирал левее. Потом он начал отставать, довернул направо и вновь сравнялся по скорости. Из этого я могу исходить, что моя траектория подхода к финишу была выгоднее.
Финиш был вторым для меня сложным местом. Во-первых, со всех сторон плыли финишеры, от чего приходилось лавировать. Во-вторых, я не посмотрел перед стартом, с какой стороны стоят лесенки на финишном понтоне. Я по ошибке грёб на узкий торец понтона. И только подплыв к нему я отразил, что лесенки на другой стороне. Они на широкой части, обращенной к трибунам.
Тут я второй раз заценил течение. На другую сторону понтона доплыть очень сложно. Пришлось перекарабкиваться как по бортику.
У лесенок происходило рубилово. Их аж девять штук, но вся масса пловцов лезла на первые (хотя преимущества это не давало). Протоптавшись по чьим-то руко-головам, я дополз до пикнувшего коврика. Ес. Сделал.
Не скажу, что я сильно утомился. В следующий раз буду топить со всей дури прям со старта.
Потом было знаменитое стояние в очереди за сертификатами. Лучше с этим не тянуть. Когда я встал, передо мной было несколько десятков человек. А когда я получил заветную бумажку, хвост очереди уходил куда-то в лес. Турки не шибко оперативно распечатывают.
Очень не понравилось поведение соотечественников в очереди. Все уже полчаса жарятся на полуденном солнце. И тут простая тётя, не спрашивая, пробирается к прилавку. Когда немецкие участники её останавливают, она с раздражением говорит: "у меня аэроплейн!" Ладно если бы она попросила пройти, но просто ломиться - некрасиво. На это немец на своем наречии сказал : "надо было быстрее плыть, чтобы впереди стоять". Не поспоришь.
Резюме.
46-е место в своей категории нужно улучшить через год. Оргнизация отличная. Заплыв доступен и интересен для пловцов разного опыта. Можно плыть, не особо веря в свои силы. Кайф можно поймать, просто сплавляясь по течению.