Серов «Похищение Европы» 1910 Холст, темпера 71 х 98. ГТГ
Русский музей. Воистину «…как много в этом звуке для сердца русского слилось!» Вчера посетила «сей уголок». Шла на новую выставку Серова «Серов. Не портретист. К 150-летию со дня рождения». Меня предупреждали, что выставка не для обывателей вроде меня, а скорее для профессионалов. Поэтому, скажу искренне, шла почти «из-под палки», с тайным желанием немного побродить по выставке, а потом бежать стремглав в залы Русского музея. Так и произошло. Моя «отмазка» получилась красивая: я забыла дома очки, а без них смотреть крохотные рисунки совсем невозможно. Выставка оставила в душе недоумение: зачем «сие» было нужно устраивать? Художник Серов воспринимается именно как портретист. Остальные творения мастера разговаривают со зрителем только в присутствии его знаменитых портретов. Таких, как девочка с персиками, портрет Юсуповой (ах, всегда вздыхаю над этим портретом!), Николай II в тужурке, «гальванизированный труп» Иды Рубинштейн, портрет актрисы Ермоловой… Ох, как длинен этот список! Но я хочу коснуться картины, которая была на выставке и которая меня слегка разочаровала.
Речь о «Похищении Европы». Об этой картине я знала давно, но видела ее только на иллюстрациях и в интернете. Представляла ее себе в другом размере: большой и внушительной. Мне казалось, что картина на мифологический сюжет не должна быть «карманного» размера. То есть размер картины должен соответствовать ее содержанию, что нужна гармония.
Уверена, что половина посетителей музеев не знает содержания мифа, изображенного на картине. А тогда картина вообще становится не просто неинтересной, но и неприятной. Кстати, деталь: «Похищение Европы» выставили в последнем зале выставки (что оправдано), но… В этом же зале всегда включен большой телевизор. И под гул и шум его звука рассматривать картину сложно. Всё время отвлекаешься. Примечательно, что зрители не задерживались у картины, а куда-то спешили. У меня сложилось ощущение, что авторы выставки художника Серова не любят. Замечу, что я совсем не против использования телевизора на выставке. Мне очень нравится идея его использования. В режиме нон-стоп идет один и тот же фильм о художнике. Здорово! Ведь большинство посетителей выставки ходят по ней без экскурсовода, поэтому получить тут же интересные сведения - правильное решение организаторов выставки.
Посетители предпочитают смотреть телевизор, а не картину ?
А теперь вернемся к картине. Коротко, по памяти, напомню сюжет мифа. Зевс, влюбившись в финикийскую царевну Европу, решил ее похитить. Превратившись в быка, он пробрался к месту прогулки царевны с подругами. Царевна, восхищенная красотой и нежностью быка, взобралась на него. Тут бык бросился в море, переплыл его и оказался на берегу острова Крит. Эта «пара» положила начало крито-минойской цивилизации, родоначальником которой стал сын Европы и Зевса царь Минос. От имени царя Миноса цивилизация получила название «минойская». Крито-минойская цивилизация интересна нам прежде всего тем, что именно от нее произошли наши западно-европейская и восточно-европейская цивилизации. То есть «мино́й» является нашей общей с Европой колыбелью, прародиной. Для всерьез заинтересовавшихся подобной темой могу предложить почитать увлекательнейший
цикл статей «Судьба гуманизма в XXI веке», который публикуется в
газете «Суть времени». Великолепное серьезное исследование.
Не доказали мне устроители выставки, что Серов - не портретист. Доказали совсем другое. Доказали, что нельзя заявить «Не портретист!», и все в это уверуют. Читатель, ты задумывался, зачем устраивают выставки в музеях? Ведь должна же быть цель у организаторов? Цель этой выставки какая? Пробудить интерес у народных масс к творчеству замечательного художника? Очевидно, что нет. Выставка скорее оттолкнет от художника неискушенного зрителя, показав мастера не с самой броской стороны. Думаю, неэтично устраивать выставку для особой касты «избранных и посвященных» в крупнейшем музее страны. Мне, дилетанту от искусства, кажется, что нынешнее плохо (ужасно!) образованное поколение надо хоть как-то просвещать, прививать любовь к прекрасному. И выставки в этот деле были бы очень кстати. Надо не разъединять людей на знатоков и обывателей, надо всех вместе возвышать, делать Людьми.
У меня же складывается ощущение, что музеи нынче стали использоваться и для других темных целей. «Под знаком равенства и братства здесь зрели темные дела ..» На ум приходит
скандал с выставкой в Артиллерийском музее Петербурга, где выставлена японская порнография. Возможно имеют место рассужения: «засветим» экспонаты в музее, тем самым придадим им или легальность, или совсем другую цену в рублях. Обе эти цели низкие и скверные. Не правда ли? И тем не менее ходить в музеи следует. А с безобразиями, которые в них случаются, нужно
бороться. Всем миром. Не заявляя, что моя хата с края.