q3d

Мой обзор Canon EF 28-300mm F3.5-5.6L IS USM

May 17, 2011 04:01

Первый раз я прицепил к своему фотоаппарату объектив Canon EF 28-300mm F3.5-5.6L IS USM лет сколько то назад, на выставке. Сделал снимка три и сразу понял, что это ужас жуткий и раскошмарный. Я хорошо запомнил тогда, какой он тяжеленный, сволочь, и руки, тоже хорошо помню, заболели сразу же. Сейчас я всерьёз задумываюсь, не обзавестись ли этой линзой, и не избавиться ли от моих EF 24-105 F4L IS и 70-200 2.8L IS в его пользу. Это такой неоднозначный вопрос, что я дабы расставить некоторые приоритеты, взял 28-300 помучать на две недели и не снимал его с фотокамеры до сегодняшнего дня. Под катом с примерами фотографий расскажу как оно и почему это классный объектив.



Важная ремарка. В этом посте я расскажу о впечатлениях от 28-300L. Не ждите замеров резкости, снимков мир и рассказа о процентах геометрических искажений. Предупреждаю об этом сразу, потому что знаю, что некоторые ждут от обзора объектива максимума цифр, графиков, каких-то сухих выкладок, и на их же основе принимают решение о покупке, самомотивируясь чем объектив А лучше объектива Б. У меня всё проще - либо объектив свои задачи выполняет и нравится, то есть полезен, либо не нравится, неудобен и бесполезен. Я давно устал доказывать, потратив на это сотни человекочасов в форумах, что снимать можно и дешёвыми китовыми объективами, и L-фиксами. Если руки растут из нужного места, фотограф с Canon 400D и 18-55 заткнёт за пояс идиота с 1Ds Mark III и полной сумкой люксовых линз. Ещё десяток лет назад среднестатистический объектив в подмётки не годился тому, чем снимают обладатели простых зеркалок нынче. К тому же, очень многое зависит от формата, на котором смотришь снимки. Парадоксально ведь, что люди никогда не печатающие свои снимки на формат A1, сидят за двадцатидюймовыми мониторами и разглядывают попиксельно картинку, делая какие-то далёкие от жизни умозаключения.

Итак, Canon EF 28-300mm F3.5-5.6L IS USM. Очень большой, очень тяжелый, очень белый и очень помповый объектив. Модель универсальная репортажная, заменяющая комплект из штатного зума и телевика, но с минусом в виде меньшей светосилы. Каков он в деле?



В середине Canon EF 70-200 F2.8L IS, по краям 28-300mm F3.5-5.6L IS сложенный (слева) и раздвинутый на максимум (справа)

Он очень тёмный. Светосила на 28 миллиметров у него 3.5, но стоит отзумить до 35 миллиметров и уже 4.0, и чем дальше, тем темнее. Это означает простую вещь - там где с 70-200 2.8L на длинном конце вы сможете снимать на ISO800, а на 70-200 F4L при ISO1600, на этом объективе придётся использовать уже ISO3200. Одна ступень потери светосилы от F4 и две от F2.8 это серьёзный аргумент против, если снимать чаще приходится при недостатке освещения. Очень желательно, чтобы у вашего фотоаппарата рабочими ISO были 6400 и 12800, причём в диапазоне от 3200 до 6400 снимать приходится даже днём, если пасмурно, как было на тренировочном параде 3 мая, отснятом мою целиком и полностью этим объективом. С другой стороны, не всегда поснимаешь на открытой «дыре» - приходится прикрывать и светосильные зумы, чтобы увеличить глубину резкости, чтобы фон не уходил в молоко, а оставался в пределах «овсяной кашки», то есть с различимыми деталями. А F3.5 на широком угле это лучше, чем у моего 24-105 F4L IS, пусть и ненамного. При съёмке в студии светосила уже не важна - зажимаем диафрагму, даём свет и спокойно работаем. В любом случае, неплохо бы в комплекте с этим объективом иметь светосильные фиксы, как минимум как 50/1.4, 24/1.8 и 100/2.0 - тогда будете себя чувствовать комфортно в любых условиях освещения.



Canon EF 28-300 @ 170mm / ISO 320 / F5.6 / яркий солнечный день



Canon EF 28-300 @ 180mm / ISO 4000 / F5.6 - на концерте Дживана Гаспаряна, свет так себе
Он помповый. Означает, что изменение фокусного расстояния производится банальным движением вперёд-назад, как будто вы заряжаете помповое ружьё, как американский шериф в боевиках. И это плюс для репортажной съёмки, потому что позволяет пройти весь диапазон от 28 до 300 миллиметров моментально. За долю секунды. Не выкручивая руку, не наматывая оборотов. И пальцы при этом свободны для управления кольцом фокусировки.



Canon EF 28-300 @ 28 миллиметров



Canon EF 28-300 @ 300 миллиметров
Он сосёт воздух. И иначе 28-300 не может, ведь вы двигаете вперёд-назад целую группу линз на внушительное расстояние. Из видоискателя при резком движении на себя может даже поддувать в лицо. Теоретически, это значит что он будет подсасывать пыль, как подсасывает её другой помповый объектив 100-400мм. Но на практике я не ощущал этой проблемы ни со 100-400, ни с 28-300. После длительного срока использования 100-400 мне матрицу на полнокадровой камере чистить не приходилось.

Он тяжёлый. Не то чтобы очень, но для сравнения, знаменитый Canon EF 24-70 2.8L IS весит всего 0,95 килограмма, средний зум Canon EF 70-200 2.8L IS II целых 1,49 килограмма, а эта «большая белая помповая конструкция» ещё больше - 1,67 кило. Для среднестатистического фотолюбителя много, но после нескольких лет прыжков и ужимок с 70-200 2.8L IS я, взяв 28-300 в руки понял, что линза подъёмная. Практика показала, что спина начинает с ним болеть ничуть не раньше, чем после 70-200. Так что вполне применивая для съёмки без штатива, для крепкого мужчины, линза.



Canon EF 28-300 @ 260mm | ISO 1250 | F6.3 | 1/15 секунды с рук без штатива

Он дорогой. Средняя цена по Москве около 81 тысячи рублей. Но этот объектив заменяет две линзы разом, ведь ближайший к нему эквивалент, это сочетание 24-105 F4L IS и 70-200 F4L IS, которые стоят вместе 34+40=74 тысячи. Я подумываю заменить им свой комплект из 24-105 и 70-200 F2.8L IS, которые стоят на пару порядка 100 тысяч, а значит, в моём случае выбор этой линзы вместо двух дал бы сэкономить.



Canon EF 28-300 @ 150mm | ISO 160 | F5.6
У него есть стабилизатор. Вот здесь ничего плохого сказать не могу. Делал уверенные снимки с рук на 1/15 секунды при 300 миллиметров, при 1 секунде (!) на 28 миллиметров. Отличный вариант для съёмки с проводкой, так как стабилизатор у него двухрежимный - в позиции [1] стабилизирует по двум осям, в позиции [2] по одной. Проносящиеся машины снимать одно удовольствие. Кстати, раз уж зашла речь о рычажках на корпусе, то у него их четыре - AF/MF для выбора автофокуса или ручной фокусировки, переключатель рабочего диапазона наведения для ускорения автофокуса (от 0.7 метра до бесконечности или от 2.5 метра до неё же), триггер стабилизатора (on/off) и его режима (1/2). Ровно такой же набор есть у 70-200 F2.8L IS и других старших линз.



Canon EF 28-300 @ 28mm | ISO 320 | F4.0 | 1/5 секунды с рук



Canon EF 28-300 @ 28mm | ISO 100 | F9 | 1 секунда с рук



Canon EF 28-300 @ 300mm | ISO 2000 | F5.6 | 1/13 секунды с рук

В работе очень удобен. Днём фокусируется быстро и уверенно, цепкий, не хуже чем 70-200. Ночью неплох до среднего диапазона, но если нет хорошего контраста в месте прицеливания, он становится неуверенным в диапазоне от 200 до 300 миллиметров. Неуверенным, это значит что можно и не сразу поймать фокус на окошке домофона под неосвещённым козырьком подъезда или чёрную машину на шоссе с минимумом освещения. Но в принципе, в тех же условиях самый светосильный 85/1.2L тоже неуверенно работает. Но возможность не менять объективы подкупает.





Скажем, когда я снимал подготовку к параду, шёл проливной дождь. Я бы не стал под ним менять объективы на камере и остался бы с тем, что накручено в данную секунду, скорее всего это был бы 70-200. В итоге, все снимки в диапазоне от 28 до 70 миллимеров были бы просто потеряны, а это значительная часть отснятого.



Canon EF 28-300 @ 300mm, контровой свет
У него есть бленда. Штатная лепестковая, я бы сказал очень неудачна. Потому что плохо защищает от бокового света, что приводит к потере контраста, если снимать когда солце впереди-сбоку. Контраст он теряет не сильно, но теряет. Это один из наиболее неприятных мне недостатков. Против света снимает терпимо, но контраст теряет очень заметно. В галерее есть снимки веточек против солнца.

Итог

Я бы подытожил так - это классный основной зум, если есть к нему комплект светосильной оптики. Обидно терять светосилу, но я могу компенсировать её пакетом фиксов, которые могут куда больше, чем линзы с F2.8. Canon EF 28-300 F3.5-5.6L IS плохо подойдёт для работы в сумерках и при тусклом свете, но прекрасен при нормальном освещении для репортажа и портрета, туристических фотографий и подглядывания. И неплох для пейзажей тоже, особенно в городе.



Те кто пользовались 70-200 2.8L IS не сочтут его слишком тяжёлым. Помповая конструкция очень- очень удобна, когда нужно быстро и часто перебрасываться из конца в конец фокусного диапазона, но точность при этом меньше, чем с кольцом. 28-300 хороший репортажный объектив, но не только - например Антон podakuni  Мартынов им в студии снимает мастерски, предпочитая иным линзам. Резкость у 28-300 хорошая на открытой дыре и на широком конце, и на длинном, а если закрыться до F8 то просто прекрасная.



Больше всего меня напрягает при съёмке, когда пролетаешь мимо сюжета. Пока достанешь из сумки линзу, пока поменяешь её с текущей, пока ту спрячешь - секунд тридцать пройдёт запросто. А тут хлоп, и ты с 28 миллиметров уже на трёх сотнях и снимаешь вместо пейзажа крупный портрет. Именно за эту оперативность, хорошую уверенную фокусировку, неплохое бокэ, 11-кратный диапазон зума и мощный стабилизатор мне 28-300 очень понравился. В российском Canon говорят он «хрупкий», то есть боится падений и всё такое. Это не проверял, как-то жалко ;-)



И последнее. Я уверенно снимал на 28-300 с выдержкой до 1/15 секунды на любом фокусном, а количество годных кадров сделанных при 1 секунде выдержки с рук меня просто удивило. Понятно, что так снимать можно не всё. Скажем, люди будут размазываться. Но в галерее есть снимки, сделанные в «ночь музеев», в Музее Фотографии. Я специально ставил большую выдержку, потому что целью съёмки была не группа людей, а атмосфера. Конечно, 28-300 не такой резкий как 24-70 и 70-200, не говоря уже об L-фиксах. Но мне его резкости вполне достаточно, можно добавить шарпа в Photoshop и LR, можно не заморачиваться на попиксельности. Да, можно носить с собой две камеры, как делает например Илья zyalt Варламов, у которого одновременно на шее висит 5D Mark II и 1D Mark IV с разными стёклами. Я тоже с комплектом из двух этих камер езжу на совсем ответственные мероприятия и съёмки, просто чтобы иметь возможность не менять объективы. Но много так не побегаешь и удовольствие ниже плинтуса. Поэтому 28-300 лично мне очень интересен.



На этом всё. Примеры фотографий выложил у себя на Picasa. В полном размере не клал принципиально, потому что, как уже говорил, не понимаю и не хочу стимулировать пиксель-хантинг, где 28-300 заведомо проиграет сопоставимым по цене L-зумам и L-фиксам. Выложенные снимки пример того, для чего линза полезна и когда может пригодиться, как она снимает весь кадр в целом. Все снимки с выдержкой до 1 секунды сделаны с рук. Свыше одной секунды со штатива. EXIF не удалял. Кадры немного покручены в Lightroom до экспорта, что я делаю всегда, вне зависимости какой объектив был использован.

Полезные статьи с графиками и ссылки:


тест, ликбез, объективы, canon, обзор

Previous post Next post
Up