q3d

Уроки Lightroom 4 | #1 | Для репортёра - быстрая работа в поле

Mar 06, 2013 15:00

Ошибочно думать что Lightroom нужен только если вы снимаете в RAW. Обработка цифровых негативов это только одна из возможностей приложения, и не менее эффективен LR для тех, кто снимает в JPEG и только в JPEG - для репортеров, фотожурналистов, корреспондентов. Снимать в RAW им противопоказано, потому что даже очень быстрый компьютер тратит на перевод RAW в JPEG немало времени, а уж ноутбук или нетбук, которыми экипируют коллег, приспособлен для таких задач того меньше - батарея  высасывается в момент, процессорной мощности мало, дисковая подсистема, зачастую, полудохлая в сравнении с десктопами. Правда последние ультрабуки, такие как мой Acer Aspire S7, в том плане интереснее - двуядерный Core i7, 4 гигабайта оперативки и RAID-массив из двух SSD, дающий до 850 мегабайт в секунду скорость чтения хорошее подспорье, когда сам 11-дюймовый компьютер имеет размеры, сравнимые с первым iPad. Но, когда такие ещё станут массовыми.



Чтобы использование Lightroom было эффективным следует исповедовать принцип «ничего лишнего»: применять все возможности приложения, но не давать программе делать ненужную работу. Расскажу как это делаю я.

Чтобы работать быстрее нужно, отсняв флешку, сбросить всё её содержимое в ноутбук, в некую папку. Я, обычно, использую C:\Import, куда тупо двигаю через Проводник всё содержимое карточки, включая подкаталоги DCIM и служебные. Имеет прямой смысл использовать быстрые картоводы USB 3.0, чтобы работать на скорости флешки, а не интерфейса USB 2.0 - ведь есть очевидная разница между тем, сколько переносятся кадры при скорости в 20 мегабайт/с (средняя скорость хорошего встроенного кардридера или модели USB 2.0) и тем сколько занимает этот процесс при скорости 90-100 мегабайт в секунду. Выигрыш в 10-20 минут на флешке в 16-32 гигабайта может получиться уже только из-за картовода.



Имеет смысл сразу же облегчить работу бильд-редактора: поскольку в репортаже важно время, я советую не синхронизировать папку, а использовать механизм импорта фотоснимков с переименованием по маске. Я использую, обычно, простую маску {Date (YYYY)}-{Date(MM)}-{Date(DD)}-[{Hour}-{Minute}-{Second}] с переименованием расширения файла в строчное. То есть, после импорта мои RAW или JPEG называются так: 2013-02-27-[15-17-39].cr2 или 2013-02-27-[17-39-58].jpg, и сразу понятно в какой момент кадр снят. Поскольку мои репортёрские камеры снимают 10-11 и более кадров секунду, может возникать ситуация, когда за секунду было снято более одного дубля, и умный LR сам добавляет ещё дефис и цифру в конце названия файла.



Получается, например:

2013-02-27-[15-17-39].jpg
2013-02-27-[15-17-39]-1.jpg
2013-02-27-[15-17-39]-2.jpg
2013-02-27-[15-17-39]-3.jpg

Это экономит и время при экспорте, и спасает от коллизий. При экспорте из Lightroom я не меняю названия файлов, потому что они уже становятся уникальны во время импорта и возникновение дублей невозможно. Если редактор попросит меня прислать снимок в высоком разрешении, ему достаточно будет кинут в обратку название файла, и я сразу, даже без мета-поиска по базе данных Lightroom пойму, в каком месте он лежит.



Теперь о ресурсоёмких процессах. Основной момент, который может отнять время - постороение превьюшек. И из RAW, и из JPEG они строятся по одному принципу: оригинальный файл читается с диска, открывается, пересчитывается в нужное разрешение и дубликат-превьюшка сохраняется в базе данных LR в специальной папке. В зависимости от того какой тип превьюшки выбран (малый, большой или 1:1) и из чего он строится (RAW или JPEG) импорт может занимать очень разное время. Скажем, уже упомянутый выше мощный ультрабук Aspire S7 с двуядерным Core i7 тысячу снимков может импортировать и час, что для нас неприемлемо. Значит, мы можем сэкономить - как я писал в посте «почему нет смысла снимать RAW+JPEG», превьюшки и так зашиты в каждом RAW и их можно быстро надёргать. Также просто они считываются и из JPEG. Если уж нам потом нужно будет построить превьюшки, можно использовать многопоточный рендеринг (запускается вручную) и не по всем, а только по нужным файлам.

Следовательно, мы сэкономим уйму времени, выбрав всего одну опцию при импорте: «Render Previews: Embedded & Sidecar» (Embedded - вшитые превьюшки, Sidecar - служебные или дополнительные файлы). Обращу внимание, что это НЕ первая опция в списке, но работает такой импорт разительно быстрее, чем если выбрать построение превьюшек с размером Minimal.



Далее стоит проверить, не накладывает ли Lightroom какие-то пресеты на импортируемые фото, а он может это делать, и такая работа добавит лишнего шуршания базе данных программы. Поэтому в настройках выбираем Develop Settings: None.



Стоит сразу подстраховать себя и в плане информации, которая попадает в файл. Вам могут быть важны мета-данные: здесь можно вбить информацию об авторе, событии, предмете съёмки, ключевые слова и другую информацию в IPTC и EXIF. В будущем это позволит лучше индексировать снимки, легче их находить, ну и ваши авторские права могут быть лучше защищены. Обращу внимание, что здесь можно создавать пресеты на разные случаи, а ключевые слова вбивать по неким критериям. Этому аспекту я посвящу отдельный рассказ, т.к. тема тегирования фотографий сама по себе важна, ведь лучше сразу содержать архив в порядке, чем надеяться много лет разгрести несколько сотен тысяч фото. Чисто не там где убирают, а там где не мусорят - к Lightroom это более чем применимо.



Последний важный момент: куда и как импортировать. Почему я сказал вначале, что флешку нужно перенести на диск заранее? В Lightroom кадры с флешки импортируются всегда методом копирования. Причём, наблюдения показывают, что просто скопировать флешку руками оказывается быстрее. К тому же, пока идёт импорт с флешки, карточка остаётся недоступна и её нельзя без вреда для процесса вынимать из кардридера. Если же говорить о файловых операциях в рамках одного накопителя, то одна из самых быстрых файловых операций это перенос, причём только в том случае, когда файлы находятся на одном логическом диске. Если ваша фототека Lightroom находится на диске C:, то логично что и папка Import должна находиться там же. Вы просто говорите LR перенести файлы из папки Import в хранилище RAW-ов, поэтому нужно выбрать вверху Move, а внизу указать куда именно мувать (адрес корневого каталога фототеки).

После долгих раздумий, я пришёл к тому, что всегда и везде называю папку для хранения RAW именем «RAW Storage Shelf» - подразумевая что это «полка для цифровых негативов». Увидев такую папку я сразу пойму что в ней, а вот обнаружив Photo, Images, Lib или RAW могу ещё засомневаться. Находится такая папка, обычно, в корневой папке диска.



Обращу внимание на один аспект: корневая папка фототеки и папка базы данных Lightroom у меня не одно и то же. Дело в том, что в фототеке лежат только исходные RAW/JPEG, а в базу данных Lightroom набивает чёртову тучу мелких файлов и подкаталогов. Тысячи и тысячи мелких файлов и папок со служебными данными и превьюшками совсем не лучший сценарий для дисковой подсистемы, поэтому база данных у меня всегда (!) хранится на SSD, который отличается от жесткого диска не только скоростью чтения больших файлов, но и разительно меньшим временем доступа к мелким. Более того, я всегда храню эту папку вне My Pictures, потому что этот каталог индексируется и резервируется, и наличие внутри подкаталога с сотней тысяч папок никак не ускоряет оба процесса. Резервировать каталог Lightroom тоже лучше руками и с пониманием устройства программы.



Здесь нужно еще одно пояснение: база данных Lightroom всегда состоит из двух элементов - файла «название.lrcat» и папки «название Previews.lrdata» в том же месте. Если вам СРОЧНО нужно сделать резервную копию каталога Lightroom, всё содержимое этой папки lrdata с превьюшками можно игнорировать, а если понадобится срочно место на диске, так и вовсе грохнуть. Секрет в том, что в этой папке только превьюшки, а все мета-данные, информация что в каком кадре было обработано и т.д. хранятся в файле «название.lrcat» (по-умолчанию он обзывается «Lightroom 4 Catalog.lrcat»). Если грохнуть папку «Preview.lrdata» вы потеряете только превьюшки, которые можно затем регенерировать через меню в нужном качестве и количестве. А вот потеря файла lrcat чревата тем, что вы останетесь один на один с уймой никогда не обрабатывавшихся и не тегированных никак RAW или JPEG, потому что в сами файлы LR ничего не пишет и в нём исповедуется недеструктивная обработка. Ах да, так называемые «виртуальные копии изображений» тоже хранятся в lrcat, а их превьюшки забивают место в каталоге lrdata. Вот такую весёлую структуру хранения создали в Adobe.



После этого длинного отступления возвращаемся к окну импорта. Внутри корневой папки C:\RAW Storage Shelf я прошу Lightroom автоматически создать древовидную структуру, в основе которой лежит время. Выглядит она так:

2013
    2013-02-25
    2013-02-26
    2013-03-01

2014
    2014-01-01
    2014-02-28

Почему я храню файлы именно так, а не валю всё в одно место,  поговорим в следующей статье.



Переходим к, собственно, репортажной части. Всё предыдущее, при условии что вы хотя бы раз делали импорт и всё настроили (что программа запоминает) займёт не более пяти минут на флешку с тысячей фото. А могло бы занять час.

Быстрая сортировка

После того как фотографии были импортированы и к ним подкачались превьюшки их нужно отобрать. Я много сталкивался с тем, что фотографы считают что скопировать файлы на диск и поудалять через вьювер или Проводник фотографии самый быстрый способ. Нелогично. В Lightroom есть механизм рейтингования на основе звездочек (кнопками 1-5) и цветами (кнопками 6-0). Также, фотографии можно «реджектить», то есть отбраковывать. Налицо минимум две идеологии - отобрать лучшее и грохнуть всё лишнее либо грохнуть всё что не нравится. Первый способ для мозга проще - человеку естественно пробегая ряд картинок не рефлекторно выбрать не вызывающие отторжения и удалить всё остальное, и куда сложнее идёт процесс отбора по принципу «достаточно ли хорош этот снимок, чтобы его не стереть». К тому же, рефлексы они такие рефлексы - сколько раз я видел, когда удалив по очереди пять бракованных файлов человек рефлекторно стирал шестой качественный.



Действуем следующим образом - открываем список импортированных фотографий в миниатюрах. Можно сразу выделить мышкой, удерживая Ctrl, «черные и белые квадраты» (капитально недосвеченные или пересвеченные кадры). Дальше открываем просмотр с первого кадра на полный экран и если снимок ОК нажимаем кнопку 1. Если не нравится (брак, смаз, ни о чём и т.д.) ничего не нажимаем и пролистываем к следующему кадру нажатием кнопки «вправо». Повторяем сколько нужно раз. Скорость отбора около 5 кадров в секунду  вполне достижима, а может кто-то и быстрее сможет. Если среди снимков попадается идеальный снимок, тот который точно-точно нужен, ему присваиваем нажатием кнопки 3 три звезды. Если кадр однозначный шедевр, который хочется оставить внукам, даём ему пять звёзд. Но… лучше этого не делать при черновой отбраковке, потому что… опять вмешивается мозг и гасятся рефлексы, начинаешь возвращаться назад и задумываться «ой, а вот этот ещё лучше, а тот отметим обратно», тратим время. Зачем?

Быстро пройдя таким образом все снимки до конца возвращаемся в просмотр миниатюр, выбираем вверху «Attribute» и меняем знак на «меньше или равно» - это заставляет LR отфильтровать снимки в списке, показав только те, которым не был присвоен рейтинг. Выделяем их все (Ctrl+A) и стираем. Безжалостно. Это можно сделать нажав Del или через механизм «реджекта» по нажатию X (после реджекта маркированные как отбраковка снимки удаляются через меню Photo/Delete rejected photos (Ctrl+Backspace).

Теперь у нас в фототеке только качественный контент, прошедший фильтрацию. Если во время сортировки вы отмаркировали лучшие снимки на троечку, можно через Attribute установив знак «равно» либо «больше или равно» отложить их и экспортировать. «Больше или равно» даст вам экспортировать снимки с рейтингом от 3 звезд и выше, то есть самый сок. Подробнее о своих принципах рейтингования я расскажу в отдельном посте.

Напомню, что этот пост о LR для репортёров. Подразумевается, что никакой обработки мы делать дальше не будем - наша задача быстро отобрать лучшее и быстро передать в редакцию. Про обработку, шумодав и перенос настроек мы поговорим отдельно.

Экспорт и размер

Итак, экспорт. Сейчас далеко не всем репортерам нужно передавать в редакцию фото в полном размере, а иногда это просто нереально, если из связи есть только 3G, а то и EDGE. Поэтому следующая наша задача быстро уменьшить фото и быстро их передать редактору на медленном канале.

В отличие от Photoshop, процессор изображений которого позволяет задать размер картинки только по вертикали и горизонтали, а добавление побольше резкости (необходимое при уменшении размера) не входит в штатную опцию даунскейлера, в Lightroom выбор много шире. Выделив снимки, предназначенные для передачи, вы переходите по нажатию кнопки Export в диалоговое окно настроек.



Здесь нужно выбрать основное: каталог в который экспортируете фото и необходимость создания в нем подкаталога, формат файла и степень сжатия (для JPEG), указать использовать ли даунскейл и с какими параметрами. Степень сжатия указывается в процентах, при этом я бы рекомендовал для репортёров не подниматься выше 60%, потому что это сильно влияет на размер файла, а оптическую разницу заметить практически нереально. Для однородных снимков (много неба, мало текстур и мелких деталей) можно смело использовать 45-50 процентов, но зернистые снимки при таком сжатии получат заметные артефакты.



Обращу внимание, что здесь ещё задаётся параметр DPI, который НИКАК не влияет на размер фотографии ЕСЛИ выходные размеры указаны в пикселях. Если указать их в миллиметрах или сантиметрах, то наоборот, количество точек на дюйм (параметр важный для печати) определяет разрешение фотографии после экспорта.

Размер фотографии после экспорта можно определить по:
  • Ширине и высоте (указав 900x600 вы получите, что горизонтальные кадры будут не шире 900, а вертикальные не выше 600)
  • По размеру сторон (указав 900x600 вы получите, что и горизонтальные и вертикальные кадры будут иметь одинаковый размер - не учитывается их ориентация)
  • По длинной стороне кадра
  • По короткой стороне кадра
  • В мегапикселях

Я бы сказал выбор тут исчерпывающий и даже в голову не приходит что стоило бы добавить в список.



С точки зрения качества осталось определить стоит ли добавлять снимку резкости после уменьшения. За добавление говорит то, что при уменьшении резкость всегда снижается. Против - алгоритм не лучший из возможных, усиливает шумы, не особо настраивается. К тому же, любая дополнительная процедура удлиняет экспорт, всё по той же причине - Lightroom изначально «цепочечный» и не переходит к рендерингу следующего снимка пока не подшарпит предыдущий. Может быть лучше ваш бильд-редактор пошарпит снимки индивидуально?

Последний важный элемент это поле с мета-данными. Здесь можно указать чтобы Lightroom при экспорте удалил всю служебную информацию (кем, какой камерой снято, на какой объектив и т.д.), оставил информацию только о копирайте/копирайте-контактах, удалил всё кроме информации о модели камеры либо оставил всё как есть. Решать вам. Сильно сэкономить на этом размер файла не получится.



О других опциях мы поговорим в отдельном посте.

Теперь мы запускаем экспорт и ждем, пока Lightroom уменьшит фото на нужный размер. На мощных компьютерах и ноутбуках для ускорения процесса можно запустить экспорт в несколько потоков (я писал об этом в посте про ускорение Lightroom). Мои наблюдения показывают, что экспорт в несколько потоков может, на мощном компьютере, ускорить процесс в два раза. Но раз мы говорим о репортёрах и ноутбуках, это нерелевантно.



Дальше наступает череда передачи данных. И её можно совместить с экспортом, чтобы бросив ноутбук с коллегами идти снимать дальше. Самый очевидный способ - экспортировать снимки в общую папку Dropbox, доступ к которой вы заранее предоставите бильд-редактору. Сразу после экспорта файл начнёт закачивается на сервер, и редактор сможет его увидеть. Ваше участие в процессе минимально и ноутбук может спокойно лежать себе в машине, подключенный к интернету, пока вы снимаете следующие горячие кадры.

Второй вариант - использовать экспорт не на жёсткий диск, а при помощи плагина на фотохостинг. Изначально можно экспортировать фотографии на Adobe Revel, Facebook, Flickr. Есть плагины для Google Picasa и других фотохостингов. Тут уже многое зависит от того, какие опции выставить на фотохостинге и кому предоставлен доступ к альбомам. Описание этих нюансов не входит в формат статьи.

Какие ещё есть варианты? Давайте обсуждать их в посте « Как передать фото через интернет», там уже в комментариях есть много полезных ссылок, и если есть что добавить для коллег-фотографов, мы все будем вам признательны.

Для этого поста я специально с секундомером провёл измерения сколько времени занимает перенос файлов с флешки и импорт в Lightroom 500 JPEG-снимков, снятых в полном разрешении на Nikon D4, с последующим отбором, сортировкой и экспортом 100 из них в JPEG с размером 900 пикселей по длинной стороне, шарпом «for screen, high» и сжатием 60%. Результаты:

Перенос с флешки в ноутбук: 25 секунд
Импорт с переносом и подкачкой превьюшек: 23 секунды
Сортировка: около 10 минут
Экспорт 100 файлов: 1 минута 17 секунд



Как видите, не компьютер и Lightroom, а я сам оказался самым узким звеном, потому что потратил на отбраковку целых десять минут.


P.S. Я не против копирования текстов из этого блога на сайты и в паблики, но прошу в порядке ответной вежливости ссылаться на этот пост и не убивать ссылки на другие мои статьи, ведь они тоже могут быть интересны.

ликбез, уроки lightroom 4, adobe, статьи про фото, обучение lightroom

Previous post Next post
Up