Есть много "полтиников" для зеркалок, но один оооочень особый - ZEISS Otus 1.4/55 с
безбожной ценой в 173 тысячи рублей. Я бы прямо сейчас ни за что не купил бы такой для Canon (ZE), как и для Nikon (ZF.2), но чертовски хотел бы версию для Sony, чтобы прицепить на 36-мегапиксельную A7R. Но... как раз для Sony его, как ни странно, не выпускают.
Почему на Sony? Современные зеркалки и ручная фокусировка, через оптический видоискатель, это танцы с бубном и лотерея, а при диафрагме 1.4 это лотерея ещё и сомнительная. Чудовищно маленькая ГРИП совсем не способствует попаданию белке в глаз. У Sony электронный видоискатель и focus peaking, то есть
ровно то, что требуется для уверенной, быстрой и точной ручной фокусировки. Если бы в 5D Mark III или Nikon D800E при LiveView было удобно быстро фокусироваться вручную, не через увеличение, несовместимое с кадрированием, а каким-то способом типа цифрового клина или
того же пикинга, это ещё как-то решало бы проблему, но... но, но и но.
Цифровой клин, до появления в 5D Mark IV и следующим за 1D X агрегатом фазовых датчиков на матрице, технически невозможен, а фокус-пикинг... на 5D3 через Magic Lantern, как я понимаю? Для Nikon я даже и не слышал о вариантах, может кто просветить?
Что в этом объективе такого, помимо килограмма веса? 55 миллиметров фокусного расстояния, светосила f/1.4 и просто совсем невероятная резкость на открытой диафрагме по всему полю кадра. Плюс, практически полное отсутствие искажений, хроматических аберраций и паразитных сдвигов цвета, чудовищно прекрасный контраст даже на максимальной "дыре" и отменное бокэ. Эта линза создавалась специалистами Carl Zeiss для тех фотографов, которые привыкли к огромной детализации среднего формата и соответствующему качеству, но хотят снимать на удобные во всех других отношениях 35-миллиметровые камеры. Даже с кропом, и современными сенсорами высокой плотности, этот объектив имеет смысл (если не смотреть на цену), но... у него совершенно нет автофокуса. Это полностью ручная, пусть и очень удобная, фокусировка, а значит, ровно те же проблемы - современные цифрозеркалки, с их светлыми видоискателями, без клиньев или растра, просто не приспособлены для уверенного и быстрого ручного фокуса через зеркало. Сменные фокусировочные экраны, для старших камер (пойдите найдите для D800E, например), тоже не панацея, да и проблем подкинуть могут. Ставить это стекло на репортёрские модели (1D X и D4), с их не очень высоким разрешением странно, на мой взгляд.
Значит, как ни печально, всё это оптическое счастье имеет мало практического смысла. Как ни жаль :-( Что не мешает Otus, прямо сейчас, возглавлять
топ в рейтинге DxO. Впрочем...
Способ
всегда найти можно.
Позволю себе пованговать. Рано или поздно камеры, которые придут на смену нынешним топовым зеркалкам, обзаведутся цифровыми видоискателями. Это неизбежно. В погоне на скоростью серийной съёмки, под давлением эволюции, потому что цифровой видоискатель даёт много полезных возможностей, а глаз уже уступает и будет дальше лишь сильнее уступать сенсору. Сначала, предполагаю, видоискатели могут стать гибридными - как на Fujifilm X-Pro 1, например. Кому нужно получит возможность смотреть через зеркало и снимать через хлопок и удар. Кому не нужно получит LiveView в шахте, как на SLT и беззеркалках и сильно возросшую скорость серии. В итоге, зеркало станет таки анахронизмом, каким однажды стали камеры-дальномерки. Не так уж много для этого осталось допилить в технологиях. И вот тогда линзы типа ZEISS Otus будут очень и очень хороши не только эстетически, но и практически.
P.S. Хорошее сравнение с основными "полтиниками"
есть на The Digital Picture. Вот он
разрывает замечательный Canon EF 50mm f/1.2L USM (нужно навести мышку на картинку, для сравнения). Там же можно выбрать другие линзы и другие параметры.