В Жуковском невозможно попасть внутрь ТУ-144, одного из всего нескольких сохранившихся в России экземпляров, но мне удалось и поснимать, и посидеть за кокпитом отреставрированного лайнера, находящемся в состоянии, пригодном для восстановления даже до лётного (!) состояния. К сожалению, времени было очень мало, буквально всё происходило на бегу. В планах более длительная прогулка по сверхзвуковому, некогда очень перспективному лайнеру.
На мой взгляд, оставшиеся экземпляры обязательно стоит сохранить и отреставрировать. Это же гордость отечественного авиастроения, уникальный проект, и его нужно оставить для истории. Жаль, что сегодня сверхзвуковая гражданская авиация практически не существует. Может быть в будущем, с изобретением новых источников энергии, обычные люди вновь смогут перемещаться на дальние расстояния также быстро, как в не таком уж и далёком прошлом?
ТУ-144С № 77110 находится в музее гражданской авиации в Ульяновске. Я
заезжал туда перед самым Новым Годом, когда путешествовал по России с Эстафетой Олимпийского огня. На осмотр экспозиции музея удалось выкроить, большим чудом, всего полчаса. Позже хочу выложить ещё некоторые фотографии оттуда.
1.
Попасть в салон ТУ-144 здесь несложно - организаторы с удовольствием проводят туры по лайнеру, могут подробно и долго рассказывать что и зачем в нём устроено. Ни разу не летал на сверхзвуковых самолётах, и очень удивился тому, как всё компактно в салоне.
2.
Компактно? Даже узко, я бы сказал. По сравнению с современными пассажирскими самолётами места тут очень и очень мало, потолки низкие, а сиденья небольшие. Полное ощущение, что находится в трубе:
3.
В зале "эконом-класса" узкие, и как мне кажется, совсем неудобные, по нынешним меркам, кресла. Интересно, эти чехлы оригинальные, или "новодел"?
4.
5.
Деревянные столики в бизнес-классе и более широкие кресла для VIP-пассажиров:
6.
Мужчины мы
немаленькие, но как-то поместились:
7.
Проход в кабину пилотов совсем узкий. Если бы не
фишай 8-15мм, даже не представляю, как бы сумел там развернуться, чтобы фотографировать:
8.
Как я понимаю, это место штурмана борт-инженера:
9.
Пробираюсь поближе к креслам пилотов:
10.
Бросилась в глаза табличка и чехол от топора. Инструмента нет на месте, зато есть привязные ремни пилотов:
11.
Приборные панели с сумасшедшим количеством циферблатов. Это же с ума сойти можно, пытаясь представить, как за всем этим можно следить:
12.
Забрался в кресло пилота, чтобы подержаться за штурвал:
13.
БОК, ЗПУ. МАРШРУТ, ГЛИС, КУРС и другие кнопочки на штурвале, крупнее:
14.
Вот такая экспресс-экскурсия получилась. Кому интересно, может глянуть ещё и
видео-обзор, нагуглившийся на Youtube, про поход по самолёту. А ещё у
igor133 есть огромная
подборка фотоснимков из этого же лайнера.