КАК В ЕВРОПЕ БОРОЛИСЬ С НЕУГОДНЫМИ НАСТРОЕНИЯМИ В ОБЩЕСТВЕ
Беженцы, спасающиеся от ужасов войн в горячих точках планеты, рассчитывали найти в Европе спокойную гавань для продолжения жизни. И по началу в той же Германии они были встречены более, чем тепло: в благотворительной миссии помощи приняло участие огромное число обычных граждан, не говоря уже о государственных институтах.
Безусловно, великое переселение мусульманских народов на территорию христианского ЕС сразу же вызвало резкий протест со стороны правых организаций. Однако, Меркель пыталась заткнуть всех несогласных. После ее решения об открытии Балканского коридора в Западной Германии прошли демонстрации протеста националистов. Но их
одернули высочайшим окриком пресс-секретаря федерального канцлера: “Германия полна сострадания и не допустит, чтобы беженцы были встречены лозунгами, наполненными ненавистью, и подогретыми алкоголем скандалистами.”
Когда напряженность в связи с присутствием беженцев на немецкой земле начала нарастать и вылилась в открытое недовольство и критику правящего кабинета, Ангела Меркель пошла на беспрецедентное закручивание гаек в отношении свободы слова - одного из демократических столпов Европы. В анти-мигрантских настроениях
обвинили СМИ, которые, по мнению властной верхушки, были излишне сконцентрированы на преступлениях, совершаемых мигрантами. Не оставили без внимания и соцсети:
парламент Германии в 2017 году принял закон, по которому social media, такие как Facebook, Twitter, размещающие высказывания, разжигающие ненависть, могли быть оштрафованы на сумму до 50 млн евро в случае отказа удалить запрещенные записи.
Блогер
v_strannik (эмигрант в Германии) разбирала
в одном из постов, за что и насколько собирались наказывать нарушителей закона.
"Сколько стоит в свободной демократической стране выразить свое мнение на страницах не менее демократического и свободного ресурса - ФБ.
Я и сама толком не знала, пока вчера не заползла в Шпигель посмотреть на интервью Караганова, столь яростно обсуждавшееся в ЖЖ. И наткнулась на статейку, в которой немецкий «Фонд потребителей» приводит примеры, почем нынче стоят иные слова.
Написали вы, скажем, в запальчивости про своего бургомистра: «Эту нечисть надо побить камнями и поставить к стенке. Прежде всего эту жалкую свинью - обербургомистра (Лейпцига, между прочим) Юнга, асоциального типа» - извольте заплатить 1,380 евро.
Кстати про Лейпциг - у нас тут на окраинах с благословения бургомистра построили два гигантских городка из вполне приличных домиков для беженцев. И оба стоят пустые, потому что на востоке Германии беженцы жить не желают, рвутся на богатый запад. Но тот, кто их построил, свою выгоду получил - из кармана местных налогоплательщиков, разумеется.
Или: «Я за то, чтобы открыть газовые камеры и засунуть туда весь этот выводок» - 4,800 евро.
И пусть это сказано совсем в другом контексте, о чем говорят слова "если так смотреть", и не имеет в виду оправдание нацистов, все равно, вот это: «Если так смотреть, то евреи сами виноваты в Холокосте. И прежде всего - в Варшавском гетто» - будет стоить 5,000 евро.
Фрау Меркель обойдется подешевле, вот за такое: «Меркель надо побить камнями» (видно, по мусульманскому обычаю, прим.перводчика) - вы заплатите всего 2,500 евро.
Ясен пень - искоренить неполиткорректность и прочую крамолу в сети проще всего, ударив по самой чувствительной точке бюргера - его карману. А то ишь, бесплатно норовят всякие гадости про Меркель и ее политику писать! Хочешь с чувством выражаться - плати!
Впрочем, главной темой вышеуказанной статьи был не этот прейскурант, а сообщение, что позавчера Бундескриминаламт провел обыск по 60 адресам в 14 землях - только потому что члены какой-то закрытой группы в ФБ позволила себе уж слишком радикально выражаться на не терпящие двух мнений политкорректные темы. Как ее вычислили, не сказано, но теперь штрафов, а может, и более серьезного наказания, им не избежать.
А чтобы остальным было неповадно, в каждой земле организовали «интернет-вахту» - электронный адрес, по которому любой может сообщить о неполиткорректном или экстремистском посте или комментарии в сети."
КАК В ЕВРОПЕ АДАПТИРОВАЛИ МИГРАНТОВ
Европарламент подготовил отчет о том, как проходила интеграция беженцев в Австрии, Германии и Швеции:
"Integration of refugees in Austria, Germany and Sweden: Comparative Analysis". Перечисленные три страны были выбраны по той причине, что в них подало прошения на убежище и фактически осело большинство мигрантов в 2015 - 2016 годах.
Во всех трех странах большинство беженцев были мужчинами в возрасте до 34 лет.
В 2016 году Австрия, Германия и Швеция удовлетворяли порядка 70% петиций, в 2017 году показатель одобрения заявок сократился до 50%. По Женевской конвенции 1951 года мигранты со статусом "refugee" получали право проживания на территории выдавшей его страны в течение 3 лет, со статусом "subsidiary protection" - 12-13 месяцев с возможным продлением до 2 лет, при условии сохранения в стране исхода ситуации, опасной для жизни и здоровья.
Лучшая адаптация любого мигранта - это работа. Но как раз с трудоустройством у беженцев возникли максимальные сложности. ЕС в 2014 году провел исследование в 25 странах еврозоны, в ходе которого выяснилось, что только одному из четырех мигрантов удавалось найти работу в среднесрочной перспективе, и лишь спустя 10 лет трудоустроенными оказывались 56%.
В Австрии податель прошения на убежище имел право приступить к работе спустя 3 месяца после даты прошения. Но при выборе вакансий беженцев ограничили позициями, на которые не претендовали местные жители и трудовые мигранты из ЕС. Фактически, беженцам оставили сезонные работы в туризме и сельском хозяйстве на срок не более 6 месяцев и только в пределах установленных квот.
Общий тренд по статистике трудоустройств мигрантов был типичен и для Германии со Швецией: у 50% беженцев получалось найти работу только после 5 лет пребывания в стране. При этом мигрантам с низким уровнем образования было существенно легче трудоустроиться.
Так, в Германии большинство беженцев работали в гостиничном секторе, на складах, ресторанах, уборке через агентства по временному найму.
Швеция выделялась на общем европейском фоне в связи с особенностями местного рынка труда: безработица среди шведов с низким уровнем образования держалась на уровне 15%, среди мигрантов - 40%. Дело в том, что в стране практически все работы требуют высокой квалификации и, по крайней мере, среднего образования. На долю низкоквалифицированного труда, не требующего образования и профессиональной подготовки, приходится не более 5% рабочих мест.
В Германии пытались способствовать адаптации мигрантов путем организации специального Курса интеграции, в соответствии с программой которого на язык отводилось 600 часов, гражданскую адаптацию - 100 часов. Курс был обязательным и за отказ в его посещении беженцам урезали пособие. Помощь в оценке квалификации, ориентации на рынке труда и поиске работы оказывалась только и исключительно тем, кто получил положительное решение по прошению о предоставлении убежища.
В Австрии и Швеции языковые услуги и помощь в трудоустройстве были доступны только после получения легального статуса.
Стоит особо отметить: в связи с развитостью бюрократии в Европе и большим потоком петиций, срок решения по ним составлял в среднем 9-13 месяцев.
Массовый поток беженцев привел к тому, что большинство стран ЕС пошло на ужесточение условий пребывания мигрантов. Во всех трех странах, Германии, Австрии и Швеции, легальный статус беженца сменили с постоянного на временный - 3 года, наложили бан на воссоединение семей по программе дополнительной защите, расширили список стран безопасного пребывания и поставили возможность получения постоянного разрешения на проживание в зависимости от усилий по интеграции.
Выдача временных разрешений на проживание взамен постоянных немедленно привела к демотивации беженцев в части изучения языка и посещения тренинговых курсов.
Что же касается пособий, их размер был обусловлен различными обстоятельствами. Если беженца размещали в центре приема беженцев с предоставлением питания, на одного взрослого в Австрии давали 40 евро в месяц, в Швеции - 76 евро, в Германии - 135 евро. Если речь шла о проживании в частной квартире, порядок цифр был такой: Швеция - 225 евро, Германия - 351 евро, Австрия - 320-365 евро. На одного ребенка в Швеции платили 38-158 евро в зависимости от вариантов проживания, в Германии - 79-282 евро.
При получении в Австрии легального статуса беженца мигрант мог рассчитывать на 4-месячное пособие в размере 520 евро. При этом сами австрийцы получали пособие в 914 евро при официальном уровне бедности в 1,000 евро. В Германии размер пособия мигранту в официальном статусе равнялся 409 евро в месяц, дополнительно государство оплачивало жилье и отопление.
Были ли достаточными адаптационные программы для счастливой интеграции мусульманских мигрантов в европейское общество? Развитие ситуации в той же Германии убедительно показало, что нет, правительственные меры не сработали.