КАРТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ
Pew Research Center проанализировал ситуацию с исламским населением в Германии.
За период 2010 - 2016 годов исламское население увеличилось с 3.3 млн (4.1% населения) до 5 млн (6.1% населения), в то время как остальная часть популяции сократилась с 77.1 млн до 76.5 млн. Главным фактором изменения доли мусульман стала миграция.
Германская газета Rheinische Post
опубликовала выдержки из слитого правительственного отчета, в котором доказывалась необходимость приема 300,000 мигрантов в год в течение следующих 40 лет для предотвращения депопуляции.
В промежуток между 2010 и 2016 годами Германия получила 1,35 млн мигрантов, 850 тысяч из них исповедовали ислам. Даже в случае полной остановки миграции доля мусульманского населения будет расти. И это общая тенденция для всей Европы.
Исследовательский центр составил прогнозы в рамках нескольких сценариях развития. В том случае, если миграция приверженцев ислама будет прекращена, мусульманское население к 2050 году все равно вырастет на 1 млн, с 6,1% до 8,7% или же с 5 млн до 6 млн в абсолютных цифрах.
Понятно, что сценарий с полной остановкой миграционных потоков на практике нереализуем: у современных европейских политиков нет инструментов тотального контроля границ государств, чем успешно пользуются те же контрабандисты. Процесс депортации нелегальных иммигрантов тоже дышит на ладан, так как высшие должностные чины вынуждены действовать с постоянной оглядкой на гуманитарные ценности и нормы международного права. Политики, решающие проблему экономического подъема и депопуляции за счет мигрантов, балансируют на тонкой грани между постепенным угасанием "старого мира" и полным его замещением. Новая кровь, влитая в немецкое общество, может оказаться носителем раковых клеток, антагонистически настроенных к государственному организму. И запоздалая диагностика "пациента" уже не спасет.
При наихудшем варианте развития событий, если миграционные тенденции 2010 - 2016 годов сохранятся (чему явно поспособствуют тлеющие ближневосточные конфликты), к 2050 году в Германии будет 17,5 млн мигрантов - мусульман или 19,7% населения (условно говоря, каждый пятый в Европе 2050 года будет исповедовать ислам).
Причинами постепенного замещения населения Европы, кроме массовой миграции носителей ислама, являются их более молодой возраст и повышенная по сравнению со среднеевропейским уровнем фертильность мусульманских женщин.
Это волнующая тенденция для Германии. Страна нуждается в иммигрантах в связи с тем, что немецкие женщины рожают недостаточное количество детей. Популяция сокращается, стареет и ее способность к воспроизводству находится под угрозой.
Но реальность такова, что мусульманские иммигранты испытывают значительные трудности с интеграцией. Они хуже образованны и бедны. А любые попытки привить им западные ценности и уважение к законам страны пребывания наталкиваются на ожесточенное сопротивление, приправленное обвинениями в дискриминации, поскольку воспринимаются они как посягательство на религиозные патриархальные устои и священный Коран. Многочисленные дети мигрантов, чье будущее уже включено в социальную матрицу германскими политиками в роли локомотива экономики и источника бюджетных поступлений, могут стать не генераторами постоянного дохода, а дополнительным бременем для пока еще экономически активного коренного населения немецкой вотчины.
Для того, чтобы самостоятельно вычленить основные тренды в миграционных потоках Европы, можно использовать
открытую информационную базу Агентства по делам беженцев ООН (UNHCR): в ней содержатся "сырые данные", которые удобно использовать с целью проведения анализа. Необходимо оговориться, что вся статистическая информация приводится на конец каждого года. То есть, условно говоря, количественные значения 2016 года являются результатом годовых изменений статистических данных, актуальных на конец 2015 года. Пример: в 2015 году было 100 беженцев (то есть, на конец 2015 года осталось 100), в течение 2016 года приехало 50 новых и закончился срок легального статуса у 10. По таблице, данные 2016 года будут отражать результат всех изменений: 100 + 50 - 10 = 140 беженцев.
С целью оценки основополагающих тенденций были взяты данные за 2016 год: количество беженцев или подателей заявлений на статус беженца в странах Европы. Для упрощения агрегирования статистических данных все значения ниже 1,000 человек отбрасывались. Отдельно группировалась информация по немусульманской и мусульманской миграции из не европейских стран и миграции из одних европейских стран в другие.
В качестве мусульманских рассматривались страны, в которых по данным WiKi больше 50% населения исповедует ислам (Afghanistan, Albania, Algeria, Azerbaijan, Bangladesh, Chad, Egypt, Gambia, Guinea, Iran, Lebanon, Libya, Mali, Mauritania, Morocco, Nigeria, Pakistan, Palestinian, Senegal, Sierra Leone, Somalia, Sudan, Syria, Tajikistan, Turkey, Western Sahara): за отсутствием более детальной информации все беженцы или просители убежища из таких государств рассматривались как мусульмане.
На первых двух диаграммах представлены данные о количестве поданных прошений на предоставление убежища в Европе, находящихся в стадии рассмотрения на конец 2016 года. Доля мусульман из не европейских стран составляет 79%. Из этих 79% на долю граждан Афганистана приходится 35%, Ирака - 21%, Сирии - 14%, Ирана - 7%, Пакистана и Нигерии - по 5%.
На следующих двух диаграммах представлены данные о количестве беженцев в Европе, находящихся в том или ином легальном статусе, на конец 2016 года. Доля мусульман из не европейских стран составляет 83% или 4,120,309 человек. Из этих 83% на долю граждан Сирии приходится 84% (2,823,987 сирийцев или 81% от 3,477,060 осели в Турции), Ирака - 5%, Афганистана - 4%, Ирана и Сомали - по 2%.
На последних двух диаграммах представлены данные о количестве просителей убежища и беженцев в легальном статусе в Германии на конец 2016 года. 77% заявлений на предоставление убежища, находящихся в статусе рассмотрения на конец 2016 года, подали выходцы из мусульманских стран: 22% - из Афганистана, 17% - из Сирии, 11% - из Ирака, 5% - из Ирана, по 4% - из Пакистана и Нигерии. Те же 4% набрали суммарно мусульмане из трех европейских стран: Албании, Азербайджана и Турции.
Доля легальных беженцев мусульманского происхождения составила 86%. Их них 57% - из Сирии, 13% - из Ирака, 7% - из Афганистана, 4% - из Ирана. 3% мусульман прибыли из Азербайджана и Турции.
ИСЛАМ: НЕВОЗМОЖНОСТЬ АССИМИЛЯЦИИ
ТУРЕЦКИЕ GASTATBEITERS
Европа, в последние годы принявшая рекордное количество исламских беженцев из стран Ближнего Востока, вплотную столкнулась с проблемой разниц культур, а точнее, религий. Впервые вопрос провала мультикультурной политики стал ключевой темой обсуждения не только со стороны аутсайдеров от социологии. Нетолерантность к исламу и его проявлениям с неизбежностью выльется в мэйнстрим - уже в ближайшем будущем. Почему это происходит и как была заложена мина замедленного действия приема мигрантов из мусульманских стран, хорошо видно на примере более чем 50-летней истории турецкой общины в Германии.
Турецкие иммигранты начали прибывать в Германию в 1960-х годах. 30 октября 1961 года Западная Германия и Турция подписали договор о найме рабочей силы. Рабочие из Турции прибывали в Мюнхен, а уже оттуда распределялись внутри страны по промышленным зонам. В Германии трудовую силу из других стран стали называть Gastatbeiter.
Немецкие компании нуждались в полу-квалифицированном и неквалифицированном труде за более чем скромную оплату, речь шла о непопулярных рабочих местах на сборочных линиях со сменным графиком.
Первую волну турецкой трудовой миграции составляли люди, имеющие за плечами лишь начальное школьное обучение, - это были представители необразованных классов, глубоко консервативных и религиозных, элита Стамбула и Анкары именовала таких соотечественников "чёрными турками". Они приехали на заработки и собирались вернуться обратно. На начальном этапе правительство Западной Германии было в восторге от идеи завоза рабочей силы: турецким мужчинам было от 18 до 45 лет, они находились на пике своих трудовых возможностей, и честно платили все налоги в немецкую казну. Бюджет Западной Германии пополнялся за счет отчислений нанимающих компаний с заработной платы каждого рабочего в виде налога на доходы, отчислений на социальное страхование, образование, здравоохранение, налога на содержание жилого фонда, дорожного сбора.
Также государство снимало налог с каждого перечисления гастарбайтерами денежных средств на Родину. За период с 1964 по 2005 года турки
отправили семьям 45,7 млрд евро. Турция разделяла позицию принимающей стороны: головная боль решения проблемы безработицы в стране перекладывалась на Германию. Турция же взамен получала приток иностранной валюты в виде денежных переводов и даже создала на их базе инвестиционный банк, который вкладывал деньги гастарбайтеров в турецкие индустриальные проекты. В ноябре 1969 года на землю Мюнхена
ступила нога миллионного рабочего.
Рабочие жили в специальных спальных городках рядом с фабриками и предполагалось, что по окончании трудовой деятельности во благо Германии они уедут домой. Всем легальным gastatbeiters немецкое правительство открыло доступ к широкому набору государственных сервисов: образованию, медицине, социальному страхованию. Баланс поступлений и трат был в пользу Германии, экономика росла как на дрожжах и ничто не предвещало начало проблем у столь успешного мигрантского проекта.
Первоначально трудовые контракты содержали пункт о ротации кадров спустя 2 года трудовой деятельности. Но уже в 1964 году ограничение убрали: турецкие гастарбайтеры планировали задержаться подольше - им нужно было кормить оставшиеся на Родине семьи, а экономико-политическая ситуация в Турции оставалась неопределенной, немецкие промышленники в свою очередь желали сократить затраты на подготовку квалифицированного персонала. Правительство Германии, приняв во внимание взаимные интересы стороны, пошло на уступки и разрешило продлить сроки пребывания в стране по рабочим визам, а также дало добро на воссоединение семей.
К середине 1970-х годов, по словам современного историка из Фрайбурга, Ульриха Герберта, наметилась заметная тенденция превращению гастарбайтеров в иммигрантов. В некоторых городках количество иностранных рабочих превысило численность местного населения. А в немецких школах начали появляться турецкие дети, и специально для них ввели уроки турецкого языка. Так появилось поколение "двуязычных неграмотных", которое не владело ни языком своих родителей, ни языком своих немецких сокурсников. Перспективы их трудоустройства были невелики в обеих странах.
Немецкое общество, пребывавшее в эйфории от подъема экономики страны и грандиозных планов развития Германии с помощью gastatbeiters, потихоньку начало прозревать и понимать, что его надули: обещанные правительством временные рабочие становились соседями бюргеров и последним подобное окружение явно не нравилось. Политики, заслышав ропот избирателей, проявили подлинную властную импотенцию: они всего лишь поощряли желание трудовых мигрантов вернуться домой с помощью денежного вознаграждения, доходящего до 5,400 евро, и пели песни об интеграции gastatbeiters в европейскую жизнь. Также правительство Германии попыталась ограничить поток новых мигрантов: сбор за найм турецких рабочих был увеличен в три раза. А в 1973 году и вовсе был установлен запрет на привлечение турецких gastatbeiters под красивым предлогом:
нефтяное эмбарго ОПЭК, способное привести к промышленному спаду в Германии и росту безработицы.
Чиновники предполагали, что их законодательная инициатива с неизбежностью приведет к сокращению числа турецких рабочих в стране. Но вышло с точностью до наоборот. Турки предпочли остаться в Германии и перевезти сюда свои семьи. Их решению немало поспособствовала и налоговая реформа 1975 года, по которой пособия на детей вне зависимости от их гражданской принадлежности были существенно увеличены. Вполне закономерно, что к привезенным из Турции женам добивались еще и дети, оставленные в прошлом на попечение дедушек и бабушек. Нельзя сказать, что немецкие законотворцы полностью не учли возможные последствия повышения детских выплат для мигрантов: отпрыски всех иностранных рабочих, приехавших в страну на заработки после 1974 года, не могли по достижении совершеннолетия получить легальное разрешение на работу, предполагалось, что при наступлении 18-летия они просто вернутся в Турцию. Но вместо этого, они оказались вовлечены в криминальную активность или, в лучшем случае, работали нелегально.
В 2000-х годах выяснилось, что турецкая община Германии выросла до 3 млн человек. Каждый пятый мигрант в стране был турецкого происхождения. Такое количество чужеземцев на немецкой земле уже было сложно игнорировать. И турецким коммьюнити заинтересовались социологи. С 2009 по 2016 года была проведена серия исследований и опросов, от результатов которых, уверена, у многих авторов проекта временных gastatbeiters волосы бы встали дыбом.
ИНТЕГРАЦИЯ ТУРКОВ В ГЕРМАНИИ
Berlin Institute for Population and Development в 2009 году
провел сбор данных и исследование для расчета "Index for the Measurement of Immigration" (Индекса оценки иммиграции) - показателя, учитывающие такие факторы как образование, занятость и степень ассимиляции в обществе. Одним из результатов научной работы стало подведение итогов интеграции турецких мигрантов в Германии, итогов удручающих.
Выяснилось, что второе по величине иммигрантское коммьюнити является самой неинтегрированной частью общества Германии - спустя почти 50 лет пребывания на ее земле и 3 поколения. Даже библейскому Моисею понадобилось всего 40 лет и одна пустыня для народа израильского.
Среди турков оказалось много безработных, выживающих на социальные пособия. Большинство турецких женщин предпочитало оставаться домохозяйками.
30%
так и не смогли получить сертификат о полном среднем образовании. Согласно одному из обзоров, ко времени окончания 4 класса школы примерно 2/3 турецких детей так и не могут нормально читать на немецком. Ситуация наиболее плачевная в городах с высокой долей иммигрантской популяции, таких как Берлин, Гамбург и Бремен.
Меньше трети турецких детей, рожденных уже в Германии захотели получить немецкое гражданство. 93% турецких пар нашли себе мужа/жену внутри турецкой общины.
Разница между турками и немцами огромна: турки хуже образованы, получают меньший доход/зарплату, среди них выше процент безработных. Но более интересно то, что выявленная тенденция слабо связана со временем проживания в Германии.
Интерес к жизни чужеземцев возник не случайно: по оценке авторов исследования, провал иммиграционной политики обходится Германии в 16 млрд евро в год. И с учетом того, что 15 млн иммигрантов рожают
треть всех детей в Германии, проблема в будущем может только усугубиться.
Reiner Klingholz, глава Berlin Institute, поделившись результатами исследования с прессой, заявил, что Германия слишком долго терпимо относилась к ситуации, когда в некоторых классах начальной школы до 80% детей не могут говорить на немецком, и от иммигрантов ожидают больших усилий в изучении немецкого языка, получении образования, принятия немецких законов, культурных норм и орднунга.
В рамках открытой публичной дискуссии было высказано предположение, что ключевым фактором, препятствующим успешной интеграции турков в Германии, является ислам. Исследование Essen Center for Turkish studies в 2006 году выяснило, что 83% мусульман турецкого происхождения описывают себя как религиозных или строго религиозных людей. Ученые также отметили рост религиозности турецкой общины. Serap Cileli, которая в течение 10 лет помогала жертвам домашнего насилия из числа мусульманок, заявила что ислам является одним из ключевых факторов провала интеграции турков. Турецкие мусульманки, живущие в рамках консервативного исламского мира, никогда не получат шанс стать частью современного немецкого общества. С ней всецело согласен и Bassam Tibi, сооснователь Arabian Organization for Human Rights: по его мнению,
подлинная интеграция в случае с мусульманскими иммигрантами в принципе невозможна.
В 2012 году "German-Turkish Life and Values" (Deutsch-Türkische Lebens- und Wertewelten)
опросил турецкие домохозяйства по животрепещущим темам, в том числе, касающихся их вероисповедания.
Статистика вышла шокирующей:
• только 15% турок считают Германию своим домом;
• 46% турок хотят видеть Германию с преобладанием мусульманского, а не христианского населения;
• 72% полагают ислам единственной подлинной религией;
• 63% турок в возрасте от 15 до 29 лет одобряют компанию Salafist по распространению Корана среди всех семей Германии и 36% оказали бы такой компании финансовую поддержку;
• 95% важно сохранение турецкой идентичности;
• 87% полагают, что немцам следует приложить больше усилий к понимаю турецких обычаев и традиций;
• 62% предпочитают обществе турок, а не немцев.
Click to view
Позже
подоспел новый отчет Religion and Politics department of the University of Münster "Integration and Religion from the Viewpoint of Ethnic Turks in Germany" (Integration und Religion aus der Sicht von Türkeistämmigen in Deutschland). Если формулировать краткие итоги: интеграции не прибавилось.
• 47% турок согласились с утверждением, что им важнее следовать постулатам ислама, чем земли, где они проживают;
• 32% хотели бы жить как во времена пророка Мухамеда;
• каждый второй верит в то, что существует только одна истинная религия, и это - ислам;
• 36% считают, что только ислам способен достойно ответить на современные общественные вызовы;
• 20% оправдывают джихад в качестве борьбы с западной угрозой исламу;
• 7% считают джихад легитимным способом распространения религии;
• 33% полагают, что турецкая женщина должна носить veil (различные виды покрывал для головы и тела);
• 31% турецких женщин носят veil;
• 73% респондентов согласились с тем, что книги и фильмы, которые нападают на религию и оскорбляют чувства глубоко религиозных людей, должны быть запрещены законом;
• 61% уверены, что ислам идеально вписывается в западный мир;
• 51% опрошенных признались, что как этнические турки они чувствуют себя гражданами второго сорта;
• 54% видят, что независимо от того, как сильно они стараются, их не принимают в качестве полноценных членов немецкого общества.
Ну, и новый отчет Datenreport 2016, Social Report for the Federal Republic of Germany еще раз зафиксировал очевидное: этнические турки гораздо менее экономически и образовательно успешны даже на фоне других групп иммигрантов, не говоря уже о коренных немцах. 36% турков живут за чертой бедности.
Средний доход турецкой семьи находится в районе 1,242 евро в месяц.
Бедность является одной из причин того, что турецкие дети не посещают детские садики и школы. А
по утверждениям статистиков, существует прямая корреляция между посещением садика и дальнейшими успехами в средних и выпускных классах школы: дети мигрантов, проходящие социализацию в детсаде, успешно учатся в 51% случаев, турецкие как и иные дети, не выходящие за пределы родного гетто, - только в 21% случаев.
При этом, согласно
последним данным Eurostat, практически каждый второй турецкий мигрант трудоспособного возраста не работает и даже не регистрируется на бирже труда.
Дополнительно способствует "интеграции" сородичей и президент Турции Эрдоган, который во время политических агитационных туров на территории европейских стран кормит паству лозунгами из серии: “Ассимиляция является нарушением гражданских прав”.
Но о роли Эрдогана и исламе как политике - уж в следующей части.