Ивовые цветки (начало)
Когда у ниппонского мужчины периода Эдо выдавались свободная минутка на развлечения и рё-другое на карман, он немедленно стремился попасть в волшебный карюкай ("мир цветов и ив") - собирательное название индустрии "развлечений для взрослых мужиков". Располагался этот мир во вполне конкретных местах - в специально огороженных кварталах юкаку и ханамати. В первых жили и работали юдзё - ниппонские проститутки (и о них в этой саге больше ни слова сказано не будет, ибо за "клубничкой" ходите в топ-ЖЖ, а не сюда), а во вторых трудились гейся (кто скажет гейша - тот воняющий маслом гайдзин). Собственно, их главное отличие и было в том, что гейся не были юдзё, а юдзё - гейся, а визуально это именно что было закреплено в образе "цветов и ив" (юдзё носили яркие и пышные цветастые одеяния с поясом, завязанным спереди, а гейся - подчеркнуто более строгие и скромные, со сложно завязанным за спиной поясом)...
Гейся (две штуки) и их "ассистентка с инструментарием" (кликабельно)
Дабы сразу прояснить (и закрыть) вопрос - гейся никогда не возбранялось "в свободное от работы время" заниматься сексом "по любви", или даже за деньги (подарки и пр.) - это привязывало постоянных клиентов к месту их работы и обеспечивало "дополнительный доход", просто в их профессиональные обязанности это не входило. Ее главная цель - создание хорошего настроения гостю (гостям), пришедшему на вечеринку, с помощью "культуры и искусства" (танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, чтение и сочинение стихов, "застольные игры"), а также "приятной беседой и вежливым обхождением". Именно за это грубые ниппонские мужчины выкладывали немалые деньги, возвращаясь каждый вечер (пока денег хватало) - и выкладывают до сих пор, ибо гейся активно приглашаются на корпоративы, частные или даже государственные приемы и вечеринки и прочие "задушевные мероприятия". И когда в 1957 году в Ниппоне приняли закон о запрете проституции, никому и в голову не пришло распространять его на тяжелый, но приятный глазу труд "образованных компаньонок".
Гейся - порождение именно что периода Эдо и культуры укиё-э. В виду жесткого запрета женам появляться на застольных собраниях приятелей мужа в XVII веке появился обычай звать вместо них... мужиков (педерасты! педерасты везде!). Сперва тех, кто работал шутами-тамадами в юкаку (борделях), развлекая там клиентом "между делом" непристойными шуточками и народными песнями. Потом их место заняли актеры театра кабуки - те самые, которые играли женские роли. Видимо, именно от них и пошло слово гейся ("культура+человек"). Ну а примерно в 1761 году "сильная женщина" Касэн, работавшая юдзё в эдоском квартале-юкаку Ёсивара, выплатила долг хозяйке, стала еще и "независимой" - и решила пойти в гейся, ибо "а где у вас тут написано, что женщинам нельзя? жены? а я незамужняя!". Содержатели ханамати "просекли фишку", и уже в 1779 году появился кэмбан - офис (своего рода государственный профсоюз), который устанавливал правила для гейся-женщин (мужчины были быстро изгнаны из оной профессии, оставаясь только в подпольных борделях для педерастов).
Понтотё - один из ханамати в Киото
Сперва, конечно, фишкой женщин-гейся таки была возможность секса - их даже делили на сиро-гейся ("белая гейся"), которая "ни в каком виде", и короби-гейся ("опрокидывающаяся гейся"), "с которой можно". Но постепенно кэмбан удраконивал правила - в юкаку (первые гейся-женщины жили там, "по месту первой работы") им запрещалось даже спать в одном помещении с юдзё, носить яркие кимоно и кандзаси (тонкой работы гребень в прическе, неприменный атрибут "женщины для утех" - у гейся он тоже должен быть скромных расцветок) и пр. Так что постепенно их переселили в ханамати и "подняли на новый уровень", превратив секс из "главного блюда" в "десерт для желающих по обоюдному согласию". Кстати, всегда существовало и много региональных особенностей: если в Эдо профессия называлась гейся, то, например, в Киото - гэйко.
Чем же конкретно занимались (и до сих пор это делают) ниппонские гейся? С 10.00 (встают они поздно, у них вечерняя смена) они занимаются - шлифуют мастерство в танцах, музыке, чайной церемонии, икэбане и прочих искусствах. В 18.00 они готовятся к собственно работе - накладывают макияж, переодеваются и очень плотно едят. Потому что есть на о-дзасики (вечеринке-банкете с участием гейся) в чайных домиках им запрещено - не за это им деньги плОтят! (А вот пить можно, и даже нужно - но без плотного закусона их тупо быстро вырубит.) Главная их цель - заставить мужчин расслабиться и "би хаппи", для чего они обязаны быть внимательны, добры, нежны и толерантны (и, естественно, профессионально хранить разболтанные упоротыми клиентами секреты, как врачи и юристы). Конечно же, музыка, танцы, песни и "застольыне игры" - обычно вариации "камня, ножницы, бумаги", типа торо-торо (когда выбегающие из-за ширмы принимают вид старухи, тигра или охотника, и смотрят, "кто кого убил"), или тосанкё (ловко сбивать брошенным складным веером игрушку с подставки). Помимо о-дзасики, гейся можно пригласить на прогулку, или в театр - цель всё та же, "культурное развлечение компании".
Юмэ но укихаси - самая сложная и редкая комбинация в тосанкё
Оплата услуг гейся была почасовой - использовались специальные ароматические палочки, которые зажигались в начале банкета. Когда гейся собиралась уходить, хозяйка чайного домика подсчитывала огарки от палочек и вписывала их в счет того, кто пригласил девушку. Кроме того, они получают чаевые от благодарных клиентов, называемые "цветочными деньгами". Экономической стороной жизни ханамати ведает организация камбукан - она подсчитывает все доходы гейся и публикует имена самых успешных из них. В общем, с одной стороны профессия - престижная, денежная, и "постоянно в высшем свете". Но с другой - жизнь гейся была довольно жестко расписана и во многом беспощадна, как самый настояший шоу-бизнес...