В этом сезоне меня одолела жадность на мелкую электронику и прочие штуки, и я взялся это активно заказывать в Китае. Для тех, кто еще только собирается предаться развратному шопоголизму, сообщаю несколько подсказок.
1. Сразу уходите с русского Алиэкспресса на "глобальный" английский сайт. Чтение описаний товаров, переведенных на русский автоматом, -- это ненужная трата нервов. Английский у китайцев, конечно, тоже не шекспировский, но многократно понятнее.
2. При указании адреса доставки есть типовая форма с именем, страной, городом, почтовым индексом... Так вот, на собственно адрес там выделено две строки. Следуя внутреннему неразумному эстетическому чувству, я в первую строку адреса вписал улицу, а во вторую -- номера дома и квартиры. Это было большой ошибкой! Некоторые китайцы распечатывают обе строки адреса, а другие -- только первую. В результате, посылка доходит до отделения почты (спасибо, что напечатали почтовый индекс), а дальше сотруднику почты ничего не остается, кроме как позвонить мне по указанному номеру телефона (спасибо, что напечатали номер телефона). Посылка, вроде бы, не потерялась, но эту мороку лучше уж предотвратить и весь адрес писать только в первую строку.
3. И покупатель, и продавец видят на сайте предупреждение о том, что в Россию можно доставлять посылки только если указано полное имя получателя, включая отчество. Это вранье. Почта и де-юре, и де-факто вручает посылки с указанием только имени и фамилии, без отчества. Но китайцы могут испугаться и переспросить "полное имя, состоящее из трех слов". Проще уж сразу ввести имя с отчеством.
4. Можно зарегистрироваться на
pochta.ru, тогда почта сможет автоматически ассоциировать поступающие посылки с получателем, ориентируясь по номеру телефона. Далее, уже при движении посылки по территории России, почта сможет присылать на e-mail уведомления о статусе. В итоге, уведомление на e-mail о том, что посылка уже в отделении связи, может прийти раньше, чем почтальон опустит бумажное извещение в ящик. Далее на сайте можно самостоятельно распечатать электронное извещение на посылку и сходить за ней. Проблема заключается в том, что не во всех почтовых отделениях установили программу для работы с электронными извещениями. Сайт предлагает ябедничать на отделения, которые отказываются принимать электронные извещения. Я пока не жаловался, потому что мне сказали, что якобы на днях наладят, но что будет по факту -- посмотрим.
5. Более мощной функциональностью по отслеживанию посылок обладает сервис
gdeposylka.ru, поскольку собирает всю информацию о движении посылки не только по России, но и за границей, причем из разных источников. Правда, здесь автоматической привязки к телефону нет, здесь надо каждую посылку самостоятельно вносить на сайт по трек-номеру.
Update: никакого автоматического ассоциирования посылок на сайте почты нет. Функциональность по самостоятельной распечатке электронных уведомлений с сайта убрали. Воспользоваться ей я смог только один раз, и для получения пришедшей посылки мне пришлось недели две уговаривать сотрудников почты (в конечном счете, удалось).
* * *
Я поймал себя на мысли, что сделать на Алиэкспрессе покупку в два клика мне принципиально проще, чем искать что-то в московских интернет-магазинах, затем регистрироваться, созваниваться с менеджером и ждать курьера. То есть, кроме экономической целесообразности, появилась уже и мотивация, связанная с удобством. Ну, с поправкой на то, что придет это неизвестно когда.