Вопрос о богослужебных традициях

Dec 09, 2014 15:09

Интересная вещь: память некоторых святых, оставивших значительный след в церковной истории и богословии в богослужебной традиции получила практически "второстепенный характер". Например, прп. Феодор Студит - память 11 ноября ст.ст/24 ноября н.ст. - служба не имеет праздничного знака. Прп. Иоанн Дамаскин - память 4 декабря ст.ст./17 декабря н.ст. - Read more... )

Максим Исповедник, христианство, богословие, церковная история, размышления, Иоанн Дамаскин, литургика, Феодор Студит

Leave a comment

Comments 26

sergeyseb December 10 2014, 07:55:56 UTC
Народ любит утилитарно. Самый популярный, если не попсовый святой, Никола Мирликийский - такой универсал на все случаи жизни. А кто такой Максим Исповедник? Что он лечит, в каких житейских делах помогает? Потом, есть разница между святцами греческими, русскими, русскими до Никона и после Никона. В дониконовских святцах русские преподобные и святители все имели как минимум полиелейный статус, а апостолы, например, шестиричный. Соответственно, не очень известные иностранцы, вообще игнорировались. Палама, Симеон Новый Богослов, раскрученные ныне, были вообще неизвестны русским христианам, хотя по вкладу в общецерковное дело достойны такого же почитания, как Каппадокийцы. Во все времена имел значение пиар и гос.соц. заказ. Можно сказать - мода на святых и тип святости. Мне так кажется.

Reply

quaeritans December 10 2014, 13:38:58 UTC
"Специализация" играет большую роль в почитании святого, здесь не поспоришь. Например, из новомучеников и исповедников Российских особо почитаем и известен практически только свт. Лука Крымский (если брать в общероссийских масштабах). И думаю его мирская профессия сыграла в этом не последнюю роль.
С др.стороны, многие святые особочтимые в древности сейчас практически забыты. Например, прп. Варлаам Хутынский.

Reply


natasha_va December 13 2014, 07:42:28 UTC
А я кстати задумывалась давно над этим! и мне это казалось очень несправедливым. от себя - старалась бывать на службе в дни памяти этих святых. молюсь им - особенно люблю Святого Иоанна Дамаскина, испытываю к нему чувство большой благодарности. А вот на Подворье нашем в Москве была очень торжественная всегда всенощная под праздник преп.Максима Грека! но это и понятно...А сейчас прочла Ваш пост и мысль пришла - может быть это потому, что у этих святых не принято в народе что-то себе просить? ну что можно просить у них, кроме помилования, их ходатайства перед Богом именно об этом! Ну не повернется язык просить у Феодора Студита - дай денег:-) Впрочем, главное, что мы можем просить у святых вообще - это именно этого!

Reply


Leave a comment

Up