Какова природа отождествления, и почему переживание просветления теряется снова и снова?

Mar 20, 2012 10:47


В продолжение поста: Роскошь "Неопределенности"

Хотел задать Цезарю на ближайшем сатсанге вопрос. Не понадобилось, ответ пришел сам во сне. Это еще один довод на весы темы, что на сатсанге никто ни на что не отвечает, там просто создаются условия, при которых каждый человек сам отвечает на свои вопросы. И при том, на сатсанге сам по себе ответ на вопрос - это не самое важное.

Мой вопрос, мучавший меня уже лет эдак 5, изначально звучал так: “Какова природа отождествления, и почему переживание просветления теряется снова и снова?” Разумеется, вариант ответа: “Есть ли отождествление прямо сейчас?” и ему подобные, меня не устраивали. Их бы я воспринял как попытку от ответа уйти.

Для тех, кому жалко терять время на чтение, скажу сразу - дело в тенденции контроля. Именно она является катализатором зашумления Бытия мыслями (по крайней мере в моем случае). Контроль - это первый импульс, за которым следуют все последующие.

Для тех же, кто еще не отвык от формата небольшой статьи, объяснение будет более развернутым.

В свое время Гурджиев высказал мысль, что человек находит правильный путь самым последним - когда все неправильные были испробованы, закончились поражением, и были отброшены. Помню, как в группе от этой идеи всех заколбасило, и как подавляющее большинство предпочло об этом тезисе сразу же забыть как о парадоксальном. Никому не приятно думать, что он, как и все другие люди, с упорством маньяка склонен ломиться туда, куда ему совершенно не нужно. Первая мысль: “конечно же, я - не такой!”. Однако, увы, все - такие!

Так почему сперва человек ломится туда, куда ему не надо? Что объединяет все эти неправильные подходы, которые он пробует сначала? Ответ до безобразия прост - контроль. Человек пытается контролировать свою жизнь, управлять ей. Он хочет добиться стабильности, уверенности в обстоятельствах и своей способности им противостоять - в обстоятельствах, в людях, в самом себе. Он пытается найти такую стабильность сперва в жизни, карьере, отношениях. Когда он понимает, что там достичь ее невозможно, он меняет стратегию и отправляется в “духовное плавание”. Наступает период книг, практик, и наконец вот она - адвайта. Форма усилий все утончается и утончается, но при этом принципиально не меняется ничего - контроль остается.

Что происходит на сатсанге (ну или после медитации, как в моем случае). Хорошее ровное состояние. Восприятие жизни такое, как будто окошко тряпочкой протерли. Все очень ясно, красиво и расслаблено. И вот в этой расслабленности (а она всегда приводи к активации мышления) начинают всплывать мысли. Или же в жизнь начинают вторгаться житейские проблемы. И вот тут сразу же возникает контроль (который тоже мысль): “Как же, мое хорошее состояние! я его никому не отдам!” На протяжении 5 лет я постоянно видел, как просветление спокойненько махало ручкой и медленно, но неудержимо уходило. И я ничего не могу с этим поделать. Кто бы знал, что своими усилиями его удержать я не только не мешал этому уходу, но напротив его ускорял. Усилие делалось в точности в противоположном направлении, в каком было надо. Такой вот парадокс.

Но это только одна сторона проблемы. Вторая сторона - это то, что люди чаще всего приходят на сатсанг не за просветлением, а именно в надежде получить там некоторый универсальный инструмент контроля над своей жизнью. Если приглядеться внимательно, то даже мой вопрос, с которого начался этот пост, был именно такой попыткой. Хитростью и “злобный чародейством” учителю таки удается сбить эго “с седла”, и на время в уме человека устанавливается мир и покой. Но что происходит потом, только что уже было описано. А во второй раз получить переживание в той же чистоте как правило оказывается существенно сложнее. Ум уже получил опыт, “оцифровал” его и теперь знает “как должно быть на самом деле”. Самый изощренный ум - у человека, который имел несколько опытов просветления. Такой ум уже наизобретал массу способов тонкого блокирования спонтанности.

Итак. Что имеем в результате? Какая выжимка, и что нам делать? Ну, для начала теперь можно постулировать, что “контроль и управление - это тонкие формы мысли”, те самые мысли, с которыми мы привыкли себя отождествлять сразу после того, как говорим “я”. Теперь, когда объект определен, дальнейшие шаги выглядят стандартными - помещаем тенденции контроля в фокус внимания и начинаем их изучать, не пытаясь ничего изменить, исправить или улучшить. Когда “враг” разоблачен, когда мы больше не воспринимаем его как самого себя, тогда мы получаем наконец возможность беспристрастно исследовать его природу. Психика устроена так, что одного свидетельствования вполне достаточно, благодаря ему все в жизни меняется само собой. Такой процесс мне нравится называть “прямым получением знания из первоисточника”. Правда, при подобной стратегии гарантировать положительные изменения (с точки зрения ума) невозможно, результат по определению непредсказуем. Но с другой стороны, если попробовать процессом сознательно порулить (как мы привыкли делать), то все будет очень даже предсказуемо - гарантированный очередной триумф эго. Последний вариант меня лично совсем не устраивает, а значит придется идти на риск. Таким образом, к чему это исследование приведет, я не имею ни малейшего понятия. Поживем увидим.

Жизнь в Просветлении - это не особая форма контроля над обстоятельствами. Жизнь в Просветлении - это когда наконец привыкаешь принимать жизнь без какой бы то ни было необходимости что-то в ней менять, без необходимости держать ее под контролем. При этом человек может менять жизнь и скорее всего будет это делать. Но вот необходимости в этом больше нет.

четвертый путь, размышления, самокопательное, адвайта

Previous post Next post
Up