В местной церкви есть мемориал сосланным священникам
До революции отношения церкви и государства регулировались Конкордатом, подписанным в 1516 году между тогдашним Папой и представителем Франциска Первого. По Конкордату французский король назначал епископов и аббатов, а Папа утверждал эти назначения. Таким образом, духовенство было у короля в кармане.
После революции Мирабо писал : "Церковная служба -- служба общественная. Религия принадлежит всем, нужно, чтобы служащие ей подчинялись нации".
В ходе революционных преобразований церковь была интегрирована в общую систему управления в соответствии с Гражданской конституцией духовенства, провозглашенной 12 июля 1790. Это конституция должна была установить полную независимость французской католической церкви от Ватикана. Церковные иерархия и управление копировались с гражданской администрации. Помимо изъятия церковных земель, государство взяло под контроль и другие функции церкви, включая образование, благотворительность и поддержку религиозной иерархии. Должности священника и епископа стали выборными (каковыми были до Конкордата 1516-го года), требовалось, чтобы священники приносили присягу. Кроме того, позднее, шествия и церемонии вне церквей были запрещены, было решено, что священники могут нарушить обет безбрачия, и их настойчиво толкали на брак.
И вот тут-то коса нашла на камень: духовенство разделилось на две части. Те, кто принес присягу, и те, кто отказался. Отказавшихся было больше половины (46 000 из 70 000). Из ста тридцати епископов присягу приняли только четверо. Отказавшихся стали называть неприсяжными, а принявших присягу -- присяжными священниками. Получилось, что половина духовенства осталась верна Папе, но тем самым поставила себя вне закона своей страны, а другая половина перестала быть в согласии иерархией римской католической церкви. Папа Пий Шестой призывал священнослужителей не принимать присягу республике.
"Отказников" было так много, что на них не хватило бы гильотины.
В мае 1792-го года было Законодательное собрание приняло решение, что неприсяжные священники должны покуинуть страну. Тех, кто не уехал бы из королевства за две недели после принятия закона, выслать в далекую Гвиану, известную в восемнадцатом веке своим ужасным климатом. Тех, кто попытается вернуться, судить, сажать и казнить. Сначала король наложил вето на это решение, но поскольку летом он с семьей пытался убежать, его арестовали и закон прошел. Большое количество священнослужителей было арестовано и отправлено под конвоем в крупные порты: Нант, Бордо и Рошфор-сюр-Мер. 73 человека отправлены в Нант, 1 494 -- в Бордо и 827 -- в Рошфор.
В разных городах их встречали по-разному. В некоторых местах в них летели камни, а бывало и так, что люди вставали на колени, увидев под дождем повозки со священниками.
Заключенные содержались и перевозились в ужасных условиях.
Выслать их не удавалось, так как дорогу к Атлантике перегораживал английский флот, находившийся в проливах, ведущих непосредственно к океану. Тюрьмы Рошфора были переполнены, и заключенных священников перевезли на понтоны: растакелаженные суда, на которых перевозили товары и рабов. На одного человека прихоилось половина квадратного метра. Голову поднимать не разрешали.
В 1793-м году священники просили у Конвента немножко соломы...
От плохого содержания и отсутствия нормальной еды заключенные начали умирать. Сначала тела выбрасывали в море, но они оказывались в реке Шарант, что вызвало эпидемии.
Тогда их стали хоронить на острове Мадам, куда в наше время каждый год в августе направляются процессии верующих.
Тех, кто остался в живых, частично перевезли в сам Рошфор, в больницы, откуда их начали отпускать после провозглашения республиков свобобы культа в 1795-м году. Но и после этого выпустили не всех: оставшихся перевезли в крепость нашего города. Так крепость Вобана стала персыльной тюрьмой. Здесь содержалось 1023 священнослужителя, которым и посвящен мемориал в церкви.
В 1801-м году Первый консул подписал с Папой Пием Седьмым новый Конкордат, который действует до сих пор в Эльзасе и Лотарингии. (Эти территории были немецкмими в период принятия закона о разделении церкви и государства 1905-го года).