Всегда удивлялся табачной рекламе в старых журналах, в первую очередь в послевоенных американских. Настолько ведь очевидно, что курение медленно, но верно разрушает лёгкие, расшатывает сердечно-сосудистую систему, влияет на состояние кожи, etc., etc. Однако реклама сигарет выходила в печати (плюс много где ещё) десятилетиями. И всерьёз - по крайней мере, в коридорно-кухонном формате, - люди спорили, вредно курить или нет. В какой-то книге или эссе 1950-х гг. видел я даже героя, не без успеха доказывавшего пользу курения. Ну абсурд же!
И подумалось: да это я сам попадаю в ловушку, расставленную контекстом. Связка «курение - вред здоровью» настолько укоренена в моём (под)сознании, что воспринимается как чистейшая аксиома. Через эту призму пропаганда курения как образа жизни в СМИ, не говоря уж про споры о пользе/вреде, выглядит безумием. Но связка эта современна мне, а не тем, кто производит сигареты и рекламу в прошлом, и не тем, кто был их (сигарет и рекламы) потребителем.
Можно на секунду представить, как в 2014 году некий учёный докажет негативное воздействие на наши организмы, например, кофе. Предпосылки к этому, согласитесь, есть. Вчера или позавчера кто-то в твиттере жаловался на тремор после нескольких чашек кофе за день, и я уверен, что не завтра, так послезавтра вновь встречу аналогичные жалобы. Многие из нас в глубине души согласны, что кофе небезопасен, а иногда мы и открыто признаём любовь к этому напитку вредной привычкой. Говорят, уже накопилось немало соответствующих исследований - но об «антикофейной кампании» пока говорить рано.
Появись сегодня весомые доказательства смертельной опасности кофе, поддержи их медицинское сообщество, запустись молох контрпропаганды, а за ним и ограничения-притеснения-запреты - и спустя лет тридцать реклама кофе 2000-2010-х гг. будет выглядеть так же дико, как сегодня - табачная 1950-х. «Как? Люди и вправду выпивали утром по пол-литра яда, чтобы проснуться? А в телероликах о чудесных свойствах кофе рассказывали томные девицы? Ну абсурд же!» - удивится Н. в 2044 году. Среди друзей Н. найдётся пара-тройка «кофейщиков», но им пить любимую отраву будет разрешено только в специально отведённых местах и не при детях.
Так легко считать людей с иным контекстом глупыми или недалёкими. И так трудно сдирать в своём сознании слои более новой идеологической краски, чтобы оценить скрытое под ними прошлое per se.