Сколь многих это мое творение сделает глупцами

Feb 16, 2006 22:53


I

В марте 1508 года тщеславный и властолюбивый папа Юлий II, неутомимый расширитель пределов Папской области, строитель нового блистательного Рима, мечтающий превратить его вновь в столицу мира, призывает в Рим Микельанджело Буонарроти и поручает ему роспись потолка своей домовой церкви - Сикстинской капеллы. Микельанджело, ссылаясь на то, что живопись - не его специальность, решительно отказывается. Оба - и понтифик, и художник, лукавят. Ровно три года назад папа точно так же призвал Микельанджело в Рим, заказал ему свое надгробие и, уже после того, как Микельанджело принялся за выполнение заказа, от работы отказался. Вероятно, предвидя возможность повторения ситуации, теперь от работы отказывается Микельанджело, принимая за чистую монету неоднократные заявления Юлия II о его полной некомпетентности в вопросах искусства и науки.

В свою очередь папе-воителю прекрасно известно о публичном соревновании Микельанджело с Леонардо да Винчи, когда Микельанджело решился побить своего идейного противника на его территории. Речь идет о фресках зала Совета Пятисот в палаццо Веккиа, где Леонардо должен был расписать свою стену на тему битвы при Ангиари, выигранную Флоренцией у Милана в 1440 г., а противоположную стену - Микельанджело, изображая победу, одержанную Флоренцией под Кашиной над Пизой в 1364 г.. Соперничество прервал никто иной, как сам папа Юлий II. Вызвав в 1505 г. Микельанджело в Рим, он заставил ограничиться соревнованием картонов к фрескам, которое, кстати, по общему суждению выиграл Микельанджело.

Ars longa, vita brevis тогда воспринималось несколько иначе, чем ныне. За словом ars не стояло нечто непреходящее, то, что мы готовы подразумевать сегодня. Сейчас за этим выражением стоит чуть ли не искусство выше жизни, тогда - всего лишь констатация того факта, что вещь, сделанная мастером, переживает его самого. Этакий многоуважаемый шкаф на высокой латыни.

Суть разногласий между Микельанджело и Леонардо в том, что первый полагал то, что он делает, musiс’ой, а другой - ars libr’ой, то есть наукой. В средние века каждым ремеслом (собственно - ars) занимался отдельный цех, не были исключением и цеха художников, причем даже подрамники приходилось заказывать иному цеху, поскольку их делал цех столяров. Уже столетие назад пришло осознание того, что художник - нечто большее, нежели ремесленник. Большинство было согласно, с тем, что то, что они делают - наука, Микельанджело тщился доказать, что его занятие скорее проходит по ведомству Муз. Музыка - то, что происходит в данном месте и в данное время, причем имеется в виду не само действие, а происходящее с его, простите за слово, потребителем.

Микельанджело в состязании применил тот же прием, что и при создании своего Давида, изобразив момент предшествующий бою, это давало большую концентрацию одной эмоции, а, следовательно, приближало произведение к пониманию этого занятия по Микельанджело в большей степени, нежели традиционно изображаемый сам момент сражения, выбранный Леонардо согласно научным канонам.

Было еще одно соображение, что заставляло папу не принимать отказ Микельанджело: так же как и живопись, бронзовое литье не было специальностью Микельанджело, однако, только что бронзовая статуя Юлия II его работы - знак примирения с понтификом,  была установлена на фронтоне церкви Св. Петронио в Болонье.

*     главы     II

Микельанджело

Previous post Next post
Up