Производство стало промышленным производством, когда оно перестало производить товары. Звучит, соглашусь, странно, но не считаете же вы товаром те вещи, что имеются в вашей квартире - они не предназначены для продажи. То, что производит промышленник, уже оплачено торговцем. Точно так же, как вам ваши собственные вещи не представляются товаром, так и промышленнику не представляется товаром то, что он производит. Это не предназначается им на продажу - промышленник это уже продал.
Переход к товарному производству в начале прошлого тысячелетия сделал из ремесленника, ранее работавшего на заказ и делавшего всякий раз индивидуальные изделия, производителя товаров, отныне он стал заготавливать впрок ставшие товаром чаще иных заказываемые изделия, при этом он сам определял и необходимое количество товара, и его свойства, сам же он выступал и в качестве продавца. Ремесленник был вынужден изготавливать приличный ассортимент изделий и содержать кроме производства еще и лавку, набитую товаром, ожидающим своего покупателя. Товар был привязан к месту его производства, а само производство по необходимости оставалось индивидуальным, оно было призвано лишь замещать новыми проданные в лавке изделия.
Появившийся между ремесленником и покупателем торговец, покупая у ремесленника его изделия оптом, освободил ремесленника от функций продавца, теперь торговец стал определять и количество, и качество товара. Ремесленник резко сократил ассортимент и перешел к массовому производству одного изделия, того, что оказалось для него наиболее эффективным и было уже заранее оплачено купцом, ремесленник из производителя товара стал промышленником, выполняющим заказы торговли.
В начале ХХ века производство автомобилей было ремесленным производством. Каждый автомобиль производился на заказ и либо отсылался заказчику по железной дороге в деревянном ящике, либо заказчик сам приезжал за ним на фирму. Переход к товарному производству столь сложного технического изделия не представлялся возможным: для производителя это означало значительное омертвление капитала в виде товарных остатков, ждущих своей реализации.
В 1908 г., в год появления модели "Т", в Америке производилось 63500 автомобилей, что уже было вполовину больше, чем в прошедшем году, а в следующем году произошло удвоение их производства: выпускалось уже 124 тысячи автомобилей. Подозреваю, что не один Форд завел себе дилеров и освободил себя от положения ремесленника. Автомобиль из штучного изделия, миновав стадию накопления товара у производителя, все-таки становился обычным товаром, производство автомобилей в Америке становилось промышленным производством.
Заведя себе дилерскую сеть, Форд сделал и следующий шаг к промышленному производству - сократил количество выпускаемых моделей до единственной - модели "Т". То, что не возникло естественным путем - появление торговца автомобилями, американские автопроизводители сделали искусственным - они сами создали себе дилерские сети для того, чтобы воспользоваться преимуществами промышленного производства.
Уже позже, в тридцатые годы, в Америке закончило существование еще одно производство товаров - сельскохозяйственное. Если раньше фермер продавал то, что у него выросло в этом году, то теперь он продавал свой будущий урожай. Переход к промышленной организации появления сельскохозяйственных товаров на рынке привел к тому, что фермер уже не нуждался в кредитах на производство - предоплата и стала таким кредитом. Если ранее обладание земельным участком было условием сельскохозяйственного производства, поскольку этот участок и был обеспечением кредита, то теперь обеспечением кредита стал урожай следующего года. Обладание землей перестало быть условием успешного сельскохозяйственного производства.
Торговля - еще один элемент инфраструктуры современного рынка. Уничтожив Госснаб, осуществлявший функции единого торговца на просторах СССР, вместо того, чтобы преобразовать его во множество оптовых торговцев, мы поставили всех наших промышленников в положение ремесленников, неудивительно, что после этого производство резко сократилось и стало мелкосерийным производством товаров, крайне неэффективным даже в российских условиях.
По одной этой причине - из-за превращения промышленного производства в производство товаров, оно встало бы на грань умирания под натиском импорта, но мы для гарантии ликвидировали еще один элемент инфраструктуры рынка - финансовую систему, поскольку финансовую систему СССР сочли тоже нерыночной. Предприятия лишились не только заказов, гарантирующих промышленное производство, но и кредитов для производства товаров, тем самым было убито не только промышленное производство, но и само производство.
Представления о том, что рынок сам себя строит, поставили на грань гибели и наше сельское хозяйство. Уверенность в том, что сельское хозяйство во всем мире ведется по прежнему на кредитуемые банками под залог земли деньги, привела к долгим разговорам о необходимости частной собственность на землю для его воскрешения. Заканчиваются эти разговоры тем, что и у нас появляются лорды, скупающие паи и акции у бывших работников колхозов и совхозов, преобразованных в акционерные общества, и конвертирующие эти паи в свою частную собственность на землю. В общем, действительно, похоже, начинается огораживание, хотя для нормального существования нашего сельского хозяйства в современных условиях хватило бы и товарной биржи.
РЫНКОСТРОЕНИЕ 6 7
8