Арлекин, король демонов

Mar 28, 2019 03:00

Оригинал взят у qebedo в Dell'arte в масках - 4

Король демонов

Арлекин[о] - самая популярная маска дель арте, образ, который, претерпев разнообразные модификации и превращения, прекрасно существует в мировой культуре до сих пор. К тому же он самый древний - Эллекин (Hellequin) с самого раннего средневековья был популярным персонажем шаривари (шумных и буйных представления с песнями и танцами во время церемонии повторного брака вдовы или вдовца) как предводитель демонов. Из-за демонической сущности этот персонаж проник и в литературу - в XIII веке Эллекин упоминается французским поэтом Адамом де ля Алем, а в XIV веке Данте Алигьери в своей "Ла дивина коммедия" упоминает Аликино как одного из бесов. И всё это потому, что образ пришел во Францию и Италию из Германии, где наш персонаж был одним из участников Дикой охоты - Хеллеквин, Хеллекинг, Херла Кинг (король Херла), Хеннекин. Во всех вариантах имя происходило от двух корней - хэль- (преисподняя) и кин[г]- ака куниг- (король, предводитель).К слову, датский вариант - Эрлкониг, то бишь Лесной царь, да-да, тот самый, который в стихотворении у герра Гоетхе убивает несчастного малютку...



Вергилий, Данте и Аликино в аду

Со временем "демоническая сучность" стерлась, и осталось лишь воспоминание об Эллекине - веселом персонаже буйных непристойств (шаривари неоднократно проклинались церковью как форма вымогательства - брачующиеся должны были от участников откупаться). Именно в таком виде персонаж и проник в комедию дель арте. Одни исследователи считают первым Арлекином самого Рудзанте - персонажа Анджело Беолько (того самого), другие указывают на римского драматурга Фламинио Скала (1552-1624), в пьесах которого впервые появилось имя Арлекино - Arlecchino. В принципе, обе версии имеют право на существование, ибо Арлекино в разных городах Италии получал в зависимости от диалектов разное звучание, а то и вообще другие имена - Арлеццино, Тривелино, Труффальдино, Франкатриппа, Фрителлино (Фрителин, Фристелин); наконец, во Франции, куда его занесли итальянские гастролеры - Арлекин или Доминик (по имени одного из актеров, Доминико Бьянколелли).

Неизменным оставался образ - деревенщина, лентяй, любитель выпить и поесть, глупый, но добродушный, постоянно попадающий в разнообразные переделки. Закрепился за Арлекино и особый костюм, главным элементом которого стали многочисленные заплаты - в конце концов, одеяние его просто стало шиться из лоскутов с калейдоскопным узором. На голове - небольшая шляпа с кроличьим или заячьим хвостом и черная маска с густыми волосатыми бровями, усами и бородавкой на лбу.



Коломбина и Арлекино

Самые известные исполнители:
  • Тристано и Друзиано Мартинелли, игравшие в Мантуе, а затем гастролировавшие в Испании;
  • Пьермария Чеккини, игравший в Комеди Итальен роли Фрителлино;
  • Бьянколелли, Эваристо Герарди и Томмазо Висентини, Арлекины в Комеди Итальен;
  • Антонио Сакко (или Сакки), Последний великий Арлекин - на самом деле играл в амплуа Труффальдино в пьесах Гольдони и Гоцци.
Феноменальная популярность Арлекино помогла ему пережить саму комедию дель арте - он до сих пор остается постоянным персонажем маскарадов, шоу, спектаклей и прочих увеселений, сохраняя лоскутный костюм и комические ужимки.

лекторий, культуркампф, история, заметки для ничего_сомфинь фор нофинь

Previous post Next post
Up