Исследуя тему БПЛА, решил и узнать, как и чем вооружена армия Украины. Оказалось, что ничем. В армии Украины нет даже подразделений, которые за это отвечают. То есть это не значит, что на стороне ВСУ не используются беспилотники. Они там есть, но на прямую к армии не имеют отношения. Собственно, у них реализован вопрос «как».
В ходе поисков наткнулся на любопытное интервью. Приведу его полностью:
Война на Донбассе с технической точки зрения стала феноменальным успехом беспилотников. Впрочем, это же можно считать и феноменальным провалом. Провалом - потому что украинская армия оказалась абсолютно не готова к противостоянию, в котором от «игрушечных самолетиков» зависят жизни сотен людей и успех масштабных операций. Успехом - потому что нет сегодня на востоке техники более желанной и востребованной, чем эти самые БПЛА - беспилотные летательные аппараты.
Об особенностях работы дронов на фронте в эксклюзивном интервью «2000» рассказал представитель новейшей воинской специальности - оператор БПЛА Юрий (пока оставим его фамилию без огласки) из спецподразделения «Фурия», работающий преимущественно в интересах одного из добровольческих батальонов.
- Юрий, на какой модели и как давно вы летаете? Какие задачи выполняете - визуальная разведка, корректировка артогня?
- Мы используем конструкцию А1-С «Фурия», созданную НПП «Атлон Авиа». Летаем практически с начала конфликта. Задачи выполняем самые разнообразные - сильнейшая нужда есть во всевозможных видах поддержки.
Сегодня на фронте любой летающий аппарат абсолютно любой конфигурации чрезвычайно полезен - начиная от настоящих фронтовых штурмовиков и заканчивая «игрушечными» квадрокоптерами и вертолетиками.
- БПЛА по ряду организационных причин не могут быть приняты на вооружение частями ВС, даже если волонтеры будут предлагать их пачками. Поэтому дронами в основном пользуются добровольческие подразделения. Но решаете ли вы задачи для вооруженных сил, чувствует ли армейское командование потребность в беспилотниках?
- Конечно, мы работаем и на ВС - мы же воюем вместе.
Работаем практически для всех -от пограничников до артиллерии и спецназа. Пограничники, например, просто разрываются и очень просят такой помощи.
Был даже случай, когда нас на танк променяли! Батальону нужен был танк, а военным - самолетик. На время и поменялись.
И совершенно точно - на всех уровнях, от командиров низшего звена до Генштаба - есть понимание того, что ситуацию с БПЛА надо исправлять. Это я могу уверенно утверждать.
- В армии нет не только «официальных» БПЛА, но даже концепции их применения - тактики, инструкций, боевых уставов, наставлений... Как осуществляется управление вашей работой? Например, для подразделений какого уровня вы работаете?
- Выполняем разные задачи - для подразделений выше и ниже батальонного уровня. При штурме можем работать в интересах роты и даже взвода.
Неповоротливая государственная машина оказалась абсолютна не готова к катастрофической нехватке БПЛА в войсках - и хоть как-то восполнять острую нужду вынуждены гражданские конструкторы за деньги гражданских же меценатов
- Сколько вас в экипаже?
- У нас два человека - пилот и механик. Последний, когда у него появляется время, может взять на себя управление видео, стать наблюдателем.
- Встречались ли вы с противодействием средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) противника - попытками электронного перехвата управления, глушения управляющего сигнала, глушения сигнала GPS? Работают ли по вам средства ПВО?
- Для ПВО мы слишком маленькие и холодные - датчики наведения ракет рассчитаны на горячие двигатели, а мы летаем на электричестве.
С глушением GPS не сталкивался, с перехватами управления тоже, и ни один профессионал не подтвердил мне реальную возможность такого сценария.
А вот глушение управляющего, видеосигналов происходит регулярно, причем мощность этих усилий со временем заметно нарастает.
- Как удается выходить из ситуации, когда пропадает телеметрия? Автопилот берет на себя управление и проскакивает мертвую зону?
- Да, ведь противник применяет преимущественно не слишком мощные переносные комплексы, поэтому радиус их эффективного действия невелик - скажем, километр. С масштабным накрытием больших территорий я не встречался.
- Какой технический параметр дрона вам хотелось бы увеличить в первую очередь?
- Тут можно долго перечислять! Но прежде всего желательно бы увеличить время полета - сейчас мы проводим в воздухе около 1,5 часа. Очень бы хотелось иметь в качестве системы наблюдения тепловизор - он решает многие актуальные вопросы.
- Нужна ли вам такая опция, как посадка аппарата с парашютом? Слышал, некоторые операторы бьют машины при посадке.
- Для меня лично это уже не проблема - это важно для тех, кто не имеет значительного опыта. Я могу садиться в самых экстремальных условиях - сейчас летаем даже при порывах ветра до 15 м/с. Наше крыло хорошо держит ветер.
- Немножко смешной и наивный вопрос: приходилось ли сталкиваться в воздухе с беспилотниками противника? Возможна ли гипотетическая ситуация воздушного боя между БПЛА?
- Смешной и наивный ответ - честно говоря, даже хотелось иногда повстречаться. Но пока не доводилось.
- Насколько противная сторона активно применяет беспилотники? Их больше или меньше, чем у Украины?
- У противника их в десятки раз больше! Причем это не столько «бытовые» дроны, как у нас, а профессиональные военные изделия, сертифицированные и поставляемые в российскую армию - «Орланы», Zala и т. д.
- Есть ли на фронте нужда в дешевых квадрокоптерах? Некоторые волонтеры считают, что лучше собирать деньги на что-то более существенное. Ведь такие машины недолго могут находиться в воздухе и годятся лишь для разведки переднего края.
- Личное мнение - да, нужны. Но необходимы модификации, которые позволили бы увеличить дальность полета, получить устойчивый видеосигнал, использовать те же тепловизоры... Последнее, пожалуй, было бы самым эффективным шагом - во-первых, именно ночью производится большинство обстрелов, а во-вторых, ночью и коптер не видно (хотя и слышно) - что позволило бы значительно уменьшить потери летательных аппаратов от вражеского огня даже при работе на небольшой высоте.
- На востоке среди операторов БПЛА бытует байка, как в Афганистане советские разведывательные беспилотники превращали в ударные, крепя к ним в качестве боеприпаса гранату с выдернутой чекой, помещенную в граненый стакан. К вам часто приходят из передовых частей с просьбой повторить этот трюк?
- Постоянно! Но почему байка? В Афгане это были реальные вещи. На Донбассе правда, такое не используется. И, если кто-то расскажет, не поверю.
- Вы участвуете в боевых действиях в роли, отличной от оператора БПЛА? Или вас берегут, не дают в руки автомат?
- Нет, я только летаю. Во-первых, на другое просто времени нет - на день приходится от двух до шести вылетов. Во-вторых, мы находимся достаточно далеко от переднего края - километрах в 10-15. Оптимальная глубина, на которую работаем, - 25 км.
- Был ли у вас до этого опыт в микроавиации - моделировании, пилотировании моделей?
- Никакого. Но я почувствовал уверенность буквально с первой недели, даже с первого полета. Когда за вами гонится медведь, вы сможете влезть на дерево, которое в обычное время вам кажется неприступным.
- Какие качества важны для оператора БПЛА?
- Нужна ориентация в пространстве. А еще все это очень похоже на компьютерную игру - думаю, хорошие геймеры могут стать и хорошими операторами дронов.
- Не появилась ли у вас тяга к большой авиации?
- Да у меня всегда была тяга к большой авиации! И, честно говоря, страсть эта только разжигается. Это такой же наркотик, как, скажем, лыжи.
Источник
www.2000.ua Последние фразы, конечно, поражают. Война, смерти людей, он наводчиком работает, а в итоге всего лишь "игра" и "лыжи". Ну оно и понятно: карательный батальон... Вот
тут есть видео, как подобный беспилотник используется в батальоне "Донбасс".
В данном случае, представлена модифицированная модель дешевого коммерческого
БЛА RVJet американской компании RangeVideo (производимый в КНР). Базовая модель стоит 250$. У Юрия этого, стоимость со всеми аксессуарами порядка 1000$. Но есть сообщения, что в отряды ВСУ такие модели поставляют по 8000$. Вот такой вот бизнес.
Несмотря на то, что говорит Юрий, тепловизоры в сочетании с БПЛА используются. Есть подразделение такое, называется
Аеророзвідка. Там в основном используются, так называемые
коптеры. Есть видео где они как раз проводят разведку, а также корректировку огня ночью. Ну и отношение к профессии у них примерно такое же, как у того Юрия.
Click to view
Click to view
Но если отстраниться от эмоций, то можно констатировать следующее:
1. Беспилотники активно используются для корректировки артиллерии и тактической разведки.
2. БПЛА в основном находятся на вооружении карательных (националистических) отрядов
3. Подразделения, использующие БПЛА крайне востребованы и даже являются предметом своеобразного бартера.
4. На вооружении находятся в основном гражданские модели БПЛА.
У ВСН с такого рода техникой дела не лучше. Ситуация примерно таже. На видео Грема Филипса, как раз видно, что солдаты ВСН также используют коптеры для разведки.
Click to view
Более серьёзную технику использовало только
ОБСЕ. Судя по всему это были
Camcopter S-100, но использовались во время перемирия, до возобновления боевых действий.
В итоге, хочу сказать, что стороны (и ВСУ, и ВСН), в отношении использования беспилотной техники, примерно равны. Тут всё зависит только от умения, сноровки, и сообразительности тех, кто использует данную технику. Ну и от мощности и качества поддержки, естественно.
Также я не исключаю использования на территории Донбасса и более серьёзной техники, которую могли поставить и гражданское общество России и наши заклятые «друзья» с запада. Особенно, если принять во внимание, следующее:
- Во время Крымских событий было сбито не менее 3-х американских разведывательных аппаратов
RQ-5 Hunter. Эти аппараты имеют и ударную модификацию.
- На стороне ВСН работают ЗРК, о чём я уже
писал (также
новость о сбитии Точки-У).
- В ленте новостей проскакивают сообщения об сбитых самолётах (наименование и принадлежность не сообщается), но которые потом как бы не подтверждаются или просто вырезаются.