Неавтофокусные 35мм SLR-камеры Minolta. Часть 2

Feb 21, 2011 12:59


 

Неавтофокусные 35мм SLR-камеры Minolta
Часть 2

Minolta SR-7
SR-7 первая камера компании Минолта, которая была обеспечена встроенным (не TTL) экспонометром. Она пришла на смену модели Minolta SR-3. В качестве светочувствительного элемента в схеме экспонометра использовался сернисто-кадмиевый фоторезистор CdS, линза которого располагалась в правой передней части верхнего моста (рис 1). Модель выпускалась с 1962 по 1966 гг. Несмотря на то, что в целом технические характеристики SR-7 очень схожи с предыдущей моделью, новая камера, вооружённая встроенной экспонометрией, позволяла считать её настоящим прорывом в технике малоформатных пленочных фотокамер тех лет.
 



рис. 1. SR-7 первая камера компании Минолта, которая была обеспечена встроенным (не TTL) экспонометром

Экспонометр был соединён с системой управления диафрагмой, и для выбора нужной экспозиции, фотографу требовалось лишь установить выдержку, чтобы стрелочный указатель на шкале апертур остановился над нужным значением (рис 1). Первые модели SR-7 не имели системы отключения экспонометра, так как предполагалось, что если камера не используется, она всё время находится в футляре. Это должно предотвращать разряд источника питания экспонометра. Но футлярами пользовались далеко не все, поэтому между съёмками линзу приходилось заклеивать изолентой, или другой непрозрачной липучкой. Через год, в следующей версии, в основании корпуса SR-7 был установлен необходимый выключатель. В качестве штатной комплектации к аппаратам Minolta SR-7 предлагался объектив Auto Rokkor-PF 58mm f/1.4.



рис. 2. Minolta SR-M

Minolta SR-M
Последняя камера линейки SR и в тоже время - первая в этой группе, с которой стало возможно использовать моторный привод. Она была выпущена в 1970г (рис 2). Экспонометрия у SR-M отсутствует.

Minolta SR-T 101
SR-T 101 (рис 3) положила начало новой линейке SR-T, которую компания Минолта запустила в производство в апреле 1966 года. Это самая значительная серия неавтофокусных 35мм SLR-камер в многообразном и обширном арсенале компании. Кроме того, SR-T 101 - первая камера Минолты с TTL-замером при полностью открытой апертуре. Эта камера сосредоточила в себе сразу несколько принципиально новых технических решений, которые позволили ей оставаться на пике популярности в течение долгого времени.



рис. 3. Minolta SR-T 101

Именно в SR-T 101 была установлена первая в мире матричная система замера экспозиции CLC (Contrast Light Compensator - это одна из разновидностей TTL-замера). Эта система использовала два независимых датчика CdS, расположенных в пентапризме. Они измеряли яркость различных частей фокусировочного экрана. При этом использовался достаточно примитивный принцип, предполагающий, что верхняя часть кадра является небом (пасмурным), а нижняя - сюжетом. Тем не менее, этот принцип позволил приблизительно оценивать контрастность всего сюжета в целом. В результате значительно уменьшилось количество недоэкспонированных кадров.
Среди других особенностей следует отметить:
- видоискатель, в котором отображалась информация о выдержке (рис 3)
- возможность фиксации зеркала в поднятом положении, что было особенно важно при использования широкоугольников старой оптической схемы (ретрофокусная схема широкоугольных объективов в те времена ещё была экзотикой)
- наличие репетира диафрагмы.
Первые камеры SR-T 101 в качестве штатной комплектации имели объектив MC Rokkor-PF 58mm f/1.4 с 6-ю элементами в 5 группах. Позже его заменил MC Rokkor-PF 55mm/f1.7 с 6-ю элементами в 5-ти группах (рис 3). А в 1968г Вы могли в качестве «штатника» выбрать великолепный MC Rokkor - PG 58mm /f1.2 (7 элементов в 5-ти группах с 8-ю пластинами апертуры).

Несмотря на то, что SR-T101 принято считать несомненной новинкой, единственно, что радикально отличало её от камер серии SR, это принципиально новая система экспозамера. Помимо системы измерения Minolta SR-T101 была во многом подобна камерам серии SR. Многие конструктивные узлы были заимствованы у SR-7, а сама конструкция новинки оставалась практически неизменной до 1981 года, когда выпуск камер линейки SR-T полностью прекратили.



рис. 4. Minolta SR-T 100

Minolta SR-T 100
Модель выпустили в 1971г. Вновь удивляет странная азиатская непоследовательность: за SR-T101 следует SR-T100 (рис 4).
Новая камера - упрощённый вариант SR-T101. Minolta SR-T 100 сохранила способности TTL-замера (CLC) при полностью открытой апертуре. Однако она лишилась ряда других функциональных возможностей, присущих SR-T101:
- максимальная скорость затвора 1/500с вместо 1/1000с
- скорость затвора не индицируется в видоискателе
- отсутствует фиксация зеркала в поднятом положении
- нет автоспуска.



рис. 5. Minolta SR-T Super; теперь Вы можете наблюдать за всей экспозиционной информацией, не отрывая глаза от окуляра: выдержка, апертура, индикатор правильной установки экспозиции

Minolta SR-T Super/ SR-T 102/ SR-T 303
(см. Таблицу 1 в Части 1)
В марте 1973г. Minolta выпустила новую камеру SR-T Super (рис 5). Её совершенно заслужено относили к разряду топ-моделей. Она пришла на смену SR-T101, которая в то время по-прежнему находилась в производстве, но ранг её, был теперь понижен к вторичной позиции. С началом производства камер Minolta SR-T Super/ SR-T 102/ SR-T 303 (рис 6) компания начала присваивать одним и тем же аппаратам разные обозначения, в зависимости от их поставок на тот или иной региональный рынок (смотри Часть 1). Minolta SR-T Super сохранила способности TTL-замера (CLC) при полностью открытой апертуре. Новинку наделили некоторыми функциональными возможностями, которых была лишена Minolta SRT-101.



рис. 6. Minolta SR-T 303

Изменения коснулись видоискателя. Теперь Вы можете наблюдать за всей экспозиционной информацией, не отрывая глаза от его окуляра: выдержка, апертура, индикатор правильной установки экспозиции (рис 5). Изменился фокусировочный экран. Теперь это матированная линза Френеля с 3-х мм окружностью, клиновым устройством и 12мм окружностью. У SR-T Super появилась незнакомая прежде функция мультиэкспонирования. На вершине кожуха пентапризмы, наконец, установили «горячий башмак», который упразднил обязательную потребность в использовании синхронизирующего шнура для электронной вспышки.
Замок, фиксирующий зеркало в поднятом положении, к сожалению, достался не всем модификациям SR-T Super/ SR-T 102/ SR-T 303. Причина этого не совсем понятна. Во всяком случае, при покупке камеры на это стоит обратить внимание.

Некоторые технические характеристики:
- диапазон скоростей механически управляемого шторно-щелевого затвора с горизонтальным перемещением в фокальной плоскости матерчатых шторок
1- 1/1000с и В; скорость синхронизации электронной вспышки 1/60с.
- чувствительность экспонометра EV 3 к EV 17 для ASA 100.
- диапазон чувствительности плёнки поддерживается ASA 6 - 6400
- автоспуск
- репетир диафрагмы.
Minolta X-1/ XM/ XK

В 1973г Минолта предлагает покупателю свою первую и единственную системную 35мм SLR-камеру профессионального класса Minolta X-1/ XM/ XK. Со всеми подробностями, касающимися этого уникального аппарата, Вы можете познакомиться на страницах ФОТОкурьера №7-8 2008г
Эта камера положила начало новой линейке аппаратов Minolta X, широко использующих электронику.



рис. 7. Minolta SR-T MC и Minolta SR-T SC

Minolta SR-T SC и Minolta SR-T MC
Камеры с этими названиями (1973 - 1975г) - плоды маркетинговой политики Минолты, в глубины которой погружаться не хочется. По существу обе модели представляли собой гибриды SR-T 100 и SR-T 101. Они имели максимальную скорость затвора 1/1000с и репетир диафрагмы. Автоспуск у них отсутствовал. Аппараты оборудованы «горячим башмаком».
Minolta SR-T MC (рис 7) была доступна только в черном исполнении, и в отличие от Minolta SR-T SC отображала скорость затвора в видоискателе. Minolta SR-T SC (рис 7) изготовлялась только в хромовом исполнении. SR-T SC продавалась исключительно в США, в то время как Минолту SR-T MC можно было купить как за океаном, так и в Европе.


рис. 8. Minolta XE

Minolta XE/ XE-7/ XE-1
Minolta XE (рис 8) (XE-7/ XE-1) (рис 9) - прецизионно исполненная высококлассная зеркальная камера. Ее качество превосходит все, что Minolta сделала в арсенале неавтофокусных SLR-камер любительского класса, включая более успешную XD-серию. Minolta XE электронно-управляемая SLR-камера, обеспечивающая как ручной режим работы, так и полуавтоматический с приоритетом диафрагмы, с TTL замером при полностью открытой диафрагме. Корпус полностью металлический, рассчитан на эксплуатацию в тяжелых условиях.Minolta XE была представлена в Японии в ноябре 1974г, в других странах в 1975г. Инженеры Minolta широко использовали опыт, который они приобрели, разрабатывая свою профессиональную зеркалку с электронным затвором X-1, но сделали XE намного проще в работе. XE стала первой зеркальной камерой Минолты, выпущенной совместно с компанией Leitz.


рис. 9. Minolta XE-7 и XE-1

Minolta и Leica скооперировались в работе над различными проектами в области фотографии (объективы и камеры) ещё в 1972г. В действительности затвор Minolta XE был разработан Leica и производился фирмой Copal. Leica R3 имеет ту же базовую конструкцию, однако электроника, экспонометрия и привод диафрагмы у них разные. Эти камеры нельзя назвать копиями - разрабатываемые совместно они, скорее родственные модели. Minolta XE является частью системы Minolta MC, которая включает полную линейку аксессуаров, объективов и корпусов, и способна удовлетворить все требования фотографов.

Некоторые технические характеристики:
- крепление объективов: байонет Minolta SLR
- обеспечивает замер экспозиции при полностью открытой диафрагме и автоматическую установку диафрагмы при использовании объективов Minolta MC (при использовании более ранних версий объективов требуется ручное закрытие диафрагмы);
- имеется кнопка репетира диафрагмы
- режимы экспонометрии: приоритет апертуры и ручной
- диапазон чувствительности в режиме приоритета апертуры EV 1 - EV 17 для ASA 100 с объективом f/1.2.
- затвор: ламельный Leitz Copal (как в Leica R3) с вертикальным движением металлических ламелей
- электронно-управляемые выдержки 4с - 1/1000с, (бесступенчато в режиме приоритета апертуры или пошагово в ручном); механически отрабатываются (не требуется питания): «X» (1/90 сек) и «B»
- диапазон чувствительности пленки: ASA 12 - 3200
- экспокоррекция ±2 EV для ручного и автоматического режимов с фиксированием шага 1 EV и блокировкой в нулевом положении.
- видоискатель: несменная пентапризма, отображающая 94% кадра; увеличение: 0,84X при 50мм объективе, сфокусированном на бесконечность
- фокусировочный экран матовый с линзой Френеля с центральным горизонтальным клином, окруженным микропризменным полем. Значение диафрагмы и выдержек в положение «A» видны ниже поля кадра. Показания экспонометра в ручном режиме отображаются стрелкой на шкале справа от кадра.
- есть шторка, закрывающая окуляр видоискателя
- синхронизация вспышки: PC-разъем и горячий башмак с переключателем вида синхронизации X или FP.

Minolta XE на уровне своих конкурентов была весьма дорога - около 300 USD только за корпус. Основные соперники просили за свои камеры примерно того же уровня меньшие суммы:
Olympus OM-1 с объективом (!!!) - 50/1.8 - 265 USD
Nikon Photomic FTN - 300 USD
Nikkormat EL - 288 USD.
Этот факт затруднял соперничество XE с камерами других японских производителей и известными европейскими брендами, такими как родственная модель R3. Minolta XE так и не удалось, не смотря на все свои прелести, завоевать широкой популярности у любителей и профессионалов.

Новые версии прежних моделей
Minolta SR-T 200/ SR-T 100b



рис. 10. Minolta SR-T 200



рис. 11. Minolta SR-T 100b



Это всего лишь модернизация бюджетного изделия Minolta SR-T 100, сделанная в 1975г.
Главное отличие состоит в том, что к скоростям затвора SR-T 200/ SR-T 100b (рис 10 и 11) прибавилась ещё одна 1/1000с.
Прочие технические характеристики практически не претерпели изменений.

Minolta SR 101/ Minolta SR-T 201 / Minolta SR-T 101b
SR 101/ SR-T 201 (рис 12) / SR-T 101b - дальнейшее развитие конструкции камеры Minolta SR-T 101. Для внутреннего японского рынка новая модификация аппарата (1975г) была названа Minolta SR 101 (смотри таблицу 1, Часть 1).
Изменения не были значительными. Камера потеряла замок фиксирующий зеркало в поднятой позиции, зато приобрела «горячий башмак» на вершине кожуха пентапризмы и карман на задней крышке для памяток.



рис. 12. Minolta SR-T 201

Некоторые технические характеристики:
- чувствительность экспонометра EV 3 - EV 17 для ASA 100
- измерительная схема поддерживает диапазон  чувствительности плёнки ASA 6-6400
- механически управляемый шторно-щелевой затвор с горизонтальным перемещением матерчатых шторок в фокальной плоскости со скоростями от 1-1/1000с и B
- скорость синхронизации с электронной вспышкой 1/60с
- автоспуск
- репетир диафрагмы.
Minolta SR-T 505/ SR-T 202/ SR-T 203b

Одновременно, в 1975г созрела ещё одна модификация модели Minolta SR-T 101. Изменения здесь были самыми минимальными.
SR-T 505/ SR-T 202 (рис 13) / SR-T 203b сохранила все доработки, сделанные для Minolta SR-T 201, однако её лишили функции синхронизации FP (с лампами-вспышками), оставив лишь синхронизацию «Х». Лампы-вспышки в середине 70-х считались уже архаизмом.



рис. 13. Minolta SR-T 202

Minolta XE-5 и Minolta XE b
XE-5 (рис 14) - упрощённая модификация (1975г) великолепного изделия Minolta XE, о котором Вы уже читали. На японском рынке аппарат не продавался, все камеры шли на экспорт.Камера сохранила многие функциональные достоинства Minolta XE за исключением режима мультиэкспонирования и нескольких конструктивных мелочей. В качестве стандартного объектива к камере предлагался MC Rokkor-X PF 50mm f /1.7. Спустя год для внутреннего рынка компания сделала подобную камеру Minolta XE b (рис 15), сохранив в её конструкции режим мультиэкспонирования.



рис. 14. Minolta XE-5



рис. 15. Minolta XE b

Minolta XK Motor
Если Вы читали статью, касающуюся единственной системной 35мм SLR-камеры профессионального класса Minolta X-1/ XM/ XK (ФОТОкурьер №7-8 2008г), то вероятно помните, что она не давала возможности использовать моторный привод. Это был её самый большой недостаток на фоне соперников. В 1976г компания попыталась исправить положение, выпустив вариант камеры про-класса Minolta XK Motor (рис 16), с возможностью использования моторного привода. Однако и это не спасло положения. Примерно по этой же цене, в штатной комплектации, продавались Nikon F2 и Canon F1. Однако, на маркетинговых полях, на фоне раскрученных брендов, Минолта XK Motor так и осталась в тени.



рис. 16. Камера про-класса Minolta XK Motor

Minolta SRT 100X/ SR-T 200
SRT 100X (рис 17)/ SR-T 200 - очередное обновление модели SR 101. Отличия - мелкие конструктивные доработки, самая заметная из которых - удаление переключателя режимов синхронизации. Теперь камера для надобностей синхронизации со вспышкой имеет «горячий башмак на вершине кожуха пентапризмы и РС-гнездо для Х-синхронизации. Доработки сделаны в 1977г.



рис. 17. Minolta SRT 100X

Minolta SR-T MC-II и Minolta SR-T SC-II
в 1977г Minolta приступила к реализации обновленной камеры SR-T MC-II (рис 18)
и SR-T SC-II (рис. 19) (смотри прежние версии Minolta SR-T SC и SR-T MC). Обе новые версии конструктивно близки к SR-T 201. Однако в видоискателе MC-II не индицировалась скорость затвора. У SC-II было окошко индикатора скорости затвора, зато отсутствовал автоспуск и карман на задней крышке для памяток. Minolta SRT SC-II была предназначена исключительно для заокеанского экспорта.



рис. 18. Minolta SR-T MC-II




рис. 19. Minolta SR-T SC-II

Окончание следует.
Борис Бакст

механическая фотокамера, статьи о фототехнике, minolta, Бакст, minolta md

Previous post Next post
Up